Не отнимайтеу мальчишек руль и колеса!
В июле двумястами молодыми водителями на дорогах Тюмени стало больше. Я-одна из них.
Во время учебы меня настойчиво посещала мысль: вот если бы правила дорожного движения преподавались в общеобразовательных школах по такой же программе, и у старшеклассников была возможность практиковаться в вождении, то меньше, гораздо меньше аварий было бы на дорогах!
Мне могут возразить: мол, и сейчас в школах активно пропагандируют безопасность дорожного движения — занятия проводят инспекторы ГИБДД, регулярно показывают обучающие программы по телевидению там, где это возможно. Но, как говорят в Одессе, это «две большие разницы».
Детей в школах учат быть пешеходами — правильно переходить дорогу, быть внимательными и остерегаться машин. А нужно, как мне кажется, преподавать в полном объеме правила дорожного движения и учить взаимному уважению водителей и пешеходов.
Помню, в школьные годы у нас проходили занятия в учебно-курсовом комбинате. Самым востребованным у мальчишек было «автодело». И не только потому, что парням в принципе нравится возиться с машинами, но и потому что в 18 лет каждому из них предоставлялась возможность без дополнительного обучения в автошколе сдать экзамен в ГАИ и получить водительское удостоверение.
Два года по четыре часа в неделю они ходили в УПК, где в мастерских изучали автомобиль до последнего винтика. Иногда собственными руками собирали машину или ремонтировали неисправную, а потом на ней же учились ездить. Позже у многих была еще двухлетняя практика в армии. Так что, когда они становились водителями, опыта им было не занимать.
— Сейчас систему УПК практически развалили, — говорит преподаватель автодела школы N 79 Георгий Муртазалиев. — Раньше у нас была крепкая материальная база, на которой учили и водителей автобусов, и водителей категорий В и С. Сейчас осталась только одна категория — В. Да и та под вопросом. Требования к автодромам с этого года ужесточили. Многие небольшие автошколы закрываются — нет денег на оснащение автодромов по новым правилам.
Но если обычные автошколы, где обучают на коммерческой основе, еще могут найти необходимые средства, то школе N 79 без бюджетных ассигнований не обойтись. Школьный автодром необходимо привести в соответствие с новыми требованиями, иначе вряд ли удастся продлить лицензию на преподавание автодела. И десятки мальчишек, которые сегодня и ходят-то в школу только потому, что здесь их учат на водителей, останутся не у дел.
— Что скрывать, — говорит Георгий Муртазалиев, — дети у нас в основном трудные. Школьную программу усваивают плохо. Считают, что им не нужны математика и физика. Зато многие уже решили, что станут шоферами, дальнобойщиками. Что же теперь делать с ними?
— В прошлом году профессиональную подготовку на базе нашей школы прошли 350 человек, — комментирует ситуацию директор Татьяна Давыдова. — Мы имеем лицензии на обучение по шести профессиям. Готовим автослесарей, секретарей-машинисток, штукатуров-маляров, швей, столяров и водителей. В этом году последняя профессия, действительно, оказалась под вопросом. Сейчас в департаменте образования решается вопрос с оборудованием школьного автодрома. Надеемся, он будет решен положительно…
Участок, на котором находится автодром, небольшой — здесь, даже при наличии денег, трудно будет разместить все требующиеся по новым правилам элементы — светофоры, железнодорожный переезд… Но мальчишки, которые даже во время каникул продолжают брать уроки вождения в школе, верят, что взрослые решат все проблемы и не отнимут у них возможности учиться любимому делу.