Именем «Госпара»
Объявленная В. И. Лениным «красногвардейская атака на капитал» включала национализацию речного флота.
Как корабль назовешь…
«Долой капиталистов-пароходчиков! Да здравствует пролетарский флот Сибири!» — провозгласил III Всесибирский съезд водников в Томске в марте 1918 года.
Так в Западной Сибири перестали существовать пароходные компании — Богословского горного общества, «Плотников и сыновья», «Товарищество Игнатова-Курбатова».
В собственность Государственного пароходства — «Госпара» — перешло 250 пароходов, из которых 192 были построены в Тюмени.
Навигация началась… с переименования судов. Очевидец вспоминал: «… речники с яростью выскребали с бортов старые названия «Св. Николай», «Св. Филофей» и ярким суриком выводили на колесных кружалах -«Коммунист», «Революционер»…
Пароход «Станкевич», названный в память тобольского губернатора, стал «Красной звездой».
… Андрей Афанасьевич Станкевич окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. С юности интересовался Сибирью, изучал ее историю и географию. После назначения его в 1912 году в Тобольск губернатором он много внимания уделял развитию сельскохозяйственной жизни края, улучшил сообщение губернского центра с рыбопромышленным Севером, изыскав средства на постройку специального парохода.
В связи с переводом Станкевича губернатором в Самару в ноябре 1915 года «Сибирский листок» писал: «в Тобольской губернии Станкевич приобрел симпатии мягкостью характера, доступностью и внимательностью ко всем, обращавшимся к нему с какими-либо просьбами».
В августе 1919 года Станкевич умер в Петрограде от голода.
А на пароходе «Станкевич», переименованном в «Красную звезду», отряд особого назначения под командованием члена Тобольского комитета РКП(б) Наума Пейселя отправился вниз по Иртышу — устанавливать советскую власть в Демьянском, Самарово, Кондинском… Продвижение «Красной звезды» на Север остановил мятеж чехословацкого корпуса военнопленных.
7 июня 1918 года чехи и вышедшие из подполья белогвардейцы захватили Омск — так в Западной Сибири началась Гражданская война.
Через пять дней к пристани Тюмень пришвартовалось до ста больших и малых судов во главе с флагманом Обь-Иртышского речного флота «Андреем Первозванным». С этой флотилией в Тюмень прибыли бежавшие из Омска руководители Западно-Сибирского областного совета: Косарев, Усиевич, Окулов, Эйдеман, Лобков, Нейбут, Шебалдин… На пароходы успели погрузить около миллиона пудов зерна и хранившиеся в Омском государственном банке 270 миллионов рублей в золоте, серебре и валюте.
Оставленным большевиками в Омске, Таре и Тобольске речным судам вернули прежние названия. «Красная звезда» вновь стала «Станкевичем».
Великая речная война
Первое боестолкновение белой и красной флотилий на реке Тобол произошло 26 июня 1918 года у села Бачелино.
Под командованием Павла Хохрякова, 27-летнего кочегара с линкора Балтийского флота «Александр II», было пять пароходов, два орудия, три бомбомета, 42 пулемета, 700 бойцов… Белая флотилия состояла из трех пароходов, захваченных, вместе с интернационалистами бывше-
го корнета австро-венгерской армии Кароя Лигетти, офицерским отрядом штабс-капитана Ка-загранди 12 июня у села Карка-теево между Омском и Тарой.
Участник этого сражения вспоминал:
«Незадолго до заката солнца вниз по реке мы заметили дымы приближающихся пароходов. Вскоре из-за поворота показался пароход, потом другой, третий, и, наконец, вся ширина реки была занята идущими полным ходом судами самых разнообразных типов и величин. Зрелище было грандиозное… Как Давид против Голиафа вышла «Мария» с 57-миллиметровой пушкой и двумя пулеметами навстречу этой дымящей и несущейся на нас армаде.
Подпустив головной пароход версты на полторы, мы выстрелили ему под нос. Все напряженно всматривались вперед, ожидая ответного залпа. После нескольких мучительных минут ожидания армада вдруг сбавила ход, и лишь один передовой корабль продолжал идти навстречу. Его остановил наш второй выстрел…»
Красные потеряли два разведывательных катера «Тобольск» и «Юрий», шесть человек убитыми и 23 пленными. Белые заняли Бачелино и отрезали устье реки Тавды. Флотилия Хохрякова отошла к селу Иевлево.
Решающее сражение произошло 29 июня на реке Туре у села Покровское. Здесь Хохряков применил снаряды с удушающими газами. Белые отступили к Ярково, где укрепились. Хохряков понял: в Тобольск не прорваться. И приказал поднять на палубу флагманской «Оки» арестованного им во время Пасхального крестного хода епископа Тобольского Гермогена. Начиналось утро 30 июня — ровно два месяца после ареста епископа.
Свидетельств убийства Гермогена не найдено. Историки ссылаются на слова уральского чекиста, участника расстрела Николая II и его семьи в Екатеринбурге Михаила Медведева. Ему, мол, рассказал сам Хохряков: «А потом я вывез его на середину реки, и мы привязали к Гермогену чугунные колосники. Я столкнул его в воду. Сам видел, как он шел ко дну…»
Начальник Тобольской сыскной полиции Иона Питухин, расследовавший обстоятельства утопления епископа, отметил в своем рапорте странности в поведении убийц: «они стригли волосы у Гермогена, смеялись, бранились… После утопления владыки сопровождавшие Хохрякова женщины переоделись в рясу Гермогена и бегали «с насмешкой» по пароходу».
Когда захваченные белыми 10 июля в Ялуторовске гидропланы провели бомбометание по флотилии Хохрякова, то она отошла от Покровского к Тюмени, и дальше, уже на 45 пароходах, — к Туринску. Противник их не догнал: вниз по течению отступавшие спустили десятки разобранных плотов -бревна запрудили перекаты.
В Туринске Хохряков приказал разоружить пароходы и вывести из строя. 25 июля сошедшие на берег матросы отошли к Ирбиту. А на сороковины после утопления епископа Гермогена прилетела из леса у маленькой железнодорожной станции Крутиха пуля. Всего одна, казалось, слепая, но Хохрякову — в сердце.
Бойцы не бросили своего командира, и, несмотря на жару, донесли его тело до Перми, где похоронили. Позднее именем Хохрякова назвали улицы в Ленинграде, Перми, Екатеринбурге (бывшая Тихвинская от Ново-Тихвинского женского монастыря), Тюмени (бывшая Успенская) и Тобольске.
После взятия Тюмени и Турин-ска белые восстановили оставленные здесь красными пароходы и возвратили им прежние названия. В знак признательности своим союзникам-чехам пароход «Андрей Первозванный» переименовали в «Чешский сокол».
Адмиральский чае
Объявивший себя 18 ноября 1918 года Верховным правителем России вице-адмирал Александр Колчак, как опытный моряк, придавал большое значение боевым действиям на речных коммуникациях При-уралья и Западной Сибири.
Из 32 пассажирских пароходов, 69 буксиров, в том числе 6 «бронированных» и 17 барж, захваченных 25 декабря в Перми Сибирской белой армией генерал-лейтенанта Анатолия Пепеляева, на реке Каме была сформирована флотилия. Командующим назначили 38-летнего контр-адмирала Михаила Смирнова, он во время Первой мировой войны возглавлял штаб Черноморского флота.
Два судна Камской флотилии были укомплектованы англичанами. Об этом рассказал в 1968 году в своих мемуарах «Экспедиция в Сибирь» генерал-майор Королевской морской пехоты Томас Джеймсон.
«… 28 апреля, — вспоминал он,
— мы прибыли в Пермь, большой город на Каме. Я явился в штаб Камской речной флотилии, где встретил адмирала Смирнова и нескольких штабных офицеров. Они занимались превращением речных буксиров и барж в боевые корабли… Кроме баржи нам выделили быстроходный буксир, ходивший на мазуте или дровах. Оба судна были зачислены в 3-й дивизион, которым командовал капитан 1-го ранга Феодосьев. Мы называли его «Кент», а баржу — «Суффолк», в честь родных крейсеров, оставшихся во Владивостоке».
Начавшиеся 14 мая сражения на Каме и ее притоках Вятке и Белой закончились 26 июня 1919-го разоружением всех судов белой флотилии и затоплением их на реке Чусовой. Там у села Левшино было выпущено из Нобелевских береговых резервуаров около 200 тысяч пудов керосина (3276 тонн) и подожжено.
Через несколько дней на место гибели Камской флотилии прибыл специальный уполномоченный Совнаркома Василий Зайцев. В своем отчете он написал:
«Неприветливо встретила меня р. Кама… Уже недалеко от ее устья обнаружились остовы сгоревших судов. Не было расстояния, хотя бы через 50-верстный пробег, без этих печальных фактов: то здесь, то там вырисовывались следы судов, или до днища сгоревших, или переломанных… Описать все, что открылось перед глазами, нет никакой возможности
— это было что-то невероятное. По пути к реке Чусовой, где было главное место гибели флота, немного выше (пермских) пристаней стоял поперек реки сильно изуродованный пассажирский пароход «Григорий», а затем уже, начиная от него, через самый малый интервал, потянулся почти сплошной вереницей длинный ряд обгорелых и топлых судов. Некоторые еще догорали, и тлели обуглившиеся их части, а пароход «Москвич» пылал пламенем, благодаря запасу в его цистернах натурала… Таково было начало. Когда мы дошли до устья р. Чусовой, то тут было что-то невероятно ужасное. Кругом в кучи сбитые пароходы то справа, то слева торчали своими как бы взывающими о помощи головнями и изуродованными корпусами до неузнаваемости. Таковых кучек в 5-9 пароходов было несколько, после пошли одиночки, и так до самой пристани Левшино. Весь фарватер р. Чусовой представлял собою какой-то музей старых, ломаных, исковерканных железных изделий… Всего на районе Пермь-Левшино погибло от огня пассажирских пароходов — 22, буксирных — 31, дебаркадеров -5 и барж — 38».
Команды с уничтоженных судов Камской флотилии были эвакуированы в Тюмень, Тобольск, Омск для формирования здесь новой Обь-Иртышской речной флотилии. Продолжение следует.
***
фото: пароход «Иван Игнатов».