Куклы, но не игрушки
Этими куклами никто никогда не играл. В начале прошлого века с ними фотографировались, украшали ими свои будуары. А в веке новом назвали антикварными и принялись реставрировать.
Первая в Тюмени выставка-продажа антикварных кукол, что открылась в галерее «Золотой клевер», привлекла, как ни удивительно, взрослое, а вовсе не детское поколение тюменцев. Видимо, потому, что куклы, которые не являются игрушками, ребятишкам не очень интересны. Впрочем, мы все же встретили на выставке ребенка. Но маленькому Даниилу больше понравились игрушки мягкие, а не чопорные за стеклом, которые и потрогать-то нельзя.
— Число посетителей заметно увеличилось, когда открылась эта выставка, — говорит Наталия Морозова, директор галереи. — Сегодня такие куклы — редкость, коллекционировать их модно.
На что же мы приходим полюбоваться?
На выставке представлены куклы мировых производителей США, Европы и Японии, конца Х1Х-на-чала XX веков. Куклы-невесты, пупсы, куклы будуарные.
Они серьезно смотрят стеклянными глазами из-за витринных стекол, надув обязательные круглые щеки. Строгие, неулыбчивые, разодетые в кружева и шелка. Шляпки, бантики — как у заправских кокеток. Тучные японские 30-х годов прошлого века, германские, созданные еще до 1910 года, чуть более изящные — французские.
Рядом с торжественными произведениями искусства (иначе эти маленькие шедевры не назвать) помещены фотографии, изображающие куклу до реставрации.
Одно фарфоровое личико выбивается из общего ряда — это кукла из известной американской мастерской Effanbee, представляющая собой маленькую копию актрисы Джуди Гарланд в роли Дороти из кинофильма «Волшебник страны Оз». Одна из первых кукол-двойников, создана в 1980-х годах ограниченным тиражом. Единственная веселая, немного смешная со своими косичками, так и напрашивающаяся в компанию Железного Дровосека и Страшилы.
Здесь же, на нижних полках витрин, выставлены на всеобщее обозрение детали старинных кукол, которые владелица коллекции и реставратор Галина Шульгина приводит в порядок. Может, и хорошо, что детей на выставке почти не бывает. Все-таки лысые с пустыми глазницами головы (они лежат рядочком, перевернуты макушками вниз), отдельные облупившиеся от времени кукольные ручки-ножки и тельца создают резкий контраст с отреставрированными и нарядными куклами. Смотришь и словно попадаешь на давно забытый всеми чердак, где в сундуках пылятся старинная одежда, шляпки и, конечно, сломанные игрушки.
Галина Николаевна собирала и реставрировала коллекцию целый год. Каждая кукла индивидуальна, у каждой своя история, и в каждую реставратор вложил свою любовь.
Чтобы приобрести нуждающихся в починке и покраске антикварных англичанок, француженок, японок и немок, Галина Николаевна побывала не на одном европейском аукционе, проштудировала все частные объявления в московских газетах.
Например, одну из куколок (в очень хорошем состоянии) она приобрела у пожилой москвички, а той, в свою очередь, ее привез отец-фронтовик, воевавший в Германии. Кукол на самом деле было две, но владелица продала только одну, а со второй расстаться так и не согласилась, ведь она с нею всю жизнь…
Все выставленные экспонаты продаются, но сама хозяйка шутит, что отдаст куклу только в хорошие руки. Директор «Золотого клевера» говорит, что одна пара «хороших рук» уже нашлась. А экспозиция будет работать в течение месяца.
***
фото: Даниилу понравился кот;кукольная Дороти;Наталия Морозова рассказывает об экспозиции.