Вернуть утраченную красоту
Не все подарки Тюмень получит ко дню рождения. Некоторые из них требуют долгой и кропотливой работы. Но в этом их особая ценность…
Художник-реставратор Маис Погосян колдует над каждой деталью лепнины. Сначала древний узор нужно вырезать на деревянной основе — делается это по эскизам и фотографиям. Затем приготовить форму из специального пластичного материала. В нее заливается известковая смесь — рунет, которую мастер замешивает собственноручно, по особому рецепту.
— У древних зодчих были свои секреты, которые они унесли с собой, есть они и у нас, — говорит Маис.
К примеру, рунет для лепнины стали использовать, потому что он наиболее близок по структуре к материалам, из которых в 19-м веке была построена Ильинская церковь. Не каждый раствор принимает старый кирпич, объясняет реставратор. Бывает, в одном месте впитывает краску, как губка, а в другом — отторгает. Приходится проводить лабораторные исследования и подбирать совместимый по структуре материал.
На одно окно храма нужно 56 деталей лепнины разной формы. В Ильинской церкви — окон больше тридцати.
— Все они немного отличаются по размерам, поэтому делать «штамповку» не получится, — говорит мастер. — Над каждой деталью придется поработать отдельно.
Времени на завершение реставрации у бригады из ООО «Стройтранс» немного: в ноябре должны сдать объект заказчику — Тобольско-Тюменской епархии. А финансируются работы через областной комитет охраны памятников истории и культуры.
— Справимся, — считает прораб участка Марат Ахмедзянов. — У нас достаточно людей, и опыт большой. Реставрировали тюменскую синагогу, фасад Покровской церкви в селе Каменка и много других памятников архитектуры.
Территория, на которой находится Ильинская церковь — один из красивейших уголков города. Здесь же размещаются Свято-Ильинский женский монастырь и приют для сирот «Отрада», где живут и получают образование 30 девочек. Руками монахинь и послушниц любовно высажены цветы, украшающие уютную терраску. В теплицах выращивают овощи.
— Посмотрите, какие огромные помидоры у них растут, — восхищается Марат.
С террасы открывается великолепный вид на Туру, по которой в августе 1917 года увезли на теплоходе сначала в изгнание, а потом и на смерть императора Николая II. В память о царской семье, причисленной церковью к святым страстотерпцам, здесь установлен поклонный крест. К нему с высокого берега ведут 73 железные ступеньки и две деревянные. Когда будет построена набережная, можно будет облегчить путь к этому месту — площадка близко от реки.
И сама история храма, названного в честь Ильи Пророка и освященного в 1836 году (хотя первые упоминания об Ильинской церкви относятся к 1586 году, но раньше она была в деревянном исполнении), трагична.
Более 70 лет он находился в запустении. В 1935 году большевики отдали здание под ломбард, а потом почти 60 лет здесь размещался ликеро-водочный завод. За это время вся роспись и лепнина, а также внутреннее убранство (историки утверждают, что Ильинская церковь по великолепию почти не уступала столичным) были безвозвратно утрачены .
Сейчас реставрационные работы проводятся по чертежам института «Спецпроектреставрация», старым фотографиям и рисункам.
— Фотографии, рисунки, эскизы, а иногда и собственное художественное чутье приходится использовать, когда восстанавливаешь орнамент под куполом церкви, — говорит Марат Ахметзянов. — Когда составляли проектную документацию, лесов еще не было, выше 12 метров художники не могли заглянуть. А высота здесь — 15-18 метров.
— Как оцениваете работу старых мастеров? — спросила я у штукатура-лепщика Феликса Атажанова. — Можете посостязаться с ними в искусстве и качестве?
— Прочно строили, на века. Но и мы знаем секреты. Хотим, чтобы наша работа радовала людей многие годы.
***
фото: Ильинская церковь; Маис Погосян; красота храма постепенно возвращается