О тех, кто помнит
На Текутьевское кладбище стали приходить люди — родственники похороненных здесь тюменцев.
Полковник в отставке Леонид Баранов и его зять Александр Зубнин, в отличие от многих других, никогда не забывали навещать могилы родных. С сожалением наблюдали, как кладбище приходит в запустение: зарастает сорняками, часть деревьев превращается в сухостой, проваливаются в землю памятники…
— А потом и вовсе стало опасно сюда приходить, — говорит Леонид Иванович. — Бомжи собирались, выпивали, дрались.
У Леонида Ивановича здесь похоронены отец Иван Васильевич и два брата — Николай, умерший в 1937 году, и Геннадий, который ушел из жизни в 1960-м.
— Коля надорвался на работе, поднял что-то тяжелое, — вспоминает Леонид Иванович. — Привезли его в больницу, а оперировал студент-практикант, который случайно перерезал ему артерию. Не спасли… А Геннадий прошел всю войну, потом сказались полученные в боях ранения…
Каждую весну Леонид Иванович и Александр Павлович приходят на кладбище: красят оградку, убирают бутылки. В этом году, увидев, что городские власти взялись за реконструкцию, решили помочь. Подняли старое дерево, которое обрушилось на ограду, но не задело памятник. Сделали уборку не только на могилах родственников, но и на соседних.
— Всего восемь привели в порядок, — говорит Леонид Иванович. — Помню, что рядом еще одна могилка была, но теперь там только бурьян растет, да холмик небольшой виднеется. А памятник, видимо, утащил кто-то, вот и затерялась вся информация. А я и не помню, кто там похоронен.
Eще Баранов рассказывает, что на днях глава администрации города Eвгений Куйвашев приезжал на Текутьевское кладбище, чтобы посмотреть, как продвигается реконструкция. Они случайно встретились.
— А дети у вас есть? Тогда почему вы, а не они ухаживают за могилами? — спросил Eвгений Владимирович.
— Потому что мы сами еще можем! — ответил Леонид Иванович, которому, между прочим, 81 год.
— Хорошо, что власти взялись за кладбище, — одобряет он. — Ведь по именам на этих могилах можно историю родного города изучать. Это наша жизнь, наши родные! И люди, кажется, начали об этом вспоминать: вижу, что приходят, цветы приносят, что-то делают. Раньше такое случалось редко.
***
фото: Леонид Баранов и Александр Зубнин