«Доброе утро, лейтенант!»
Отчего бы не с этой фразы начинать разговор с остановившим вас инспектором?
Полковник Лоточкин, начальник областной автоинспекции, провел несколько необычную пресс-конференцию. Конечно, все привычные составляющие имели место: пресс-релиз, весьма позитивные цифры о заметном снижении нарушений правил дорожного движения, о том, что удалось-таки на несколько процентов уменьшить количество жертв на дорогах… А потом полковник говорил о приборах, которые будут контролировать на улицах и дорогах скоростной режим, о том, что государство наконец-то (это мои слова, а не полковника) взялось за основу основ — за автошколы, где готовят водителей, что тоже, в свою очередь повлияет на противостояние человека и автомобиля…
«Всем миром помогли», сказал Геннадий Лоточкин, отметив, что выпускники автошкол стали лучше сдавать вождение.
Интересная подробность о том, как внедряются детские кресла в автомобилях. Сначала Геннадий Дмитриевич, который, как я понял, изучает подведомственную ему жизнь там, где она протекает, пересказал разговор с дамой, которая привезла к детской поликлинике малышей в необорудованной спецкреслами машине. В ответ на претензию водитель авто стоимость около двух миллионов рублей сказала: «Кресла дороги!» Полковник спросил: «А жизнь детей?» — «Это не мои дети, соседка попросила подвезти…»
Геннадий Лоточкин сказал, что, в конце концов, ему удалось убедить собеседницу. И, уже для журналистов, добавил, что денежный оборот магазинов, которые торгуют детскими креслами, очень высок. Только за первый квартал нынешнего года продано свыше 4000 кресел…
Самая интересная часть разговора, на мой взгляд, заключалась все же в том, что стал меняться климат на наших дорогах, что среди водителей стали появляться не только лихачи на дорогих машинах, а вежливые люди, которые готовы уступить дорогу тому, кто торопится или хотел бы перестроиться. И в ответ — либо вежливый кивок, либо «по испанскому обычаю», сказал полковник, вспышка аварийного сигнала. Такое автомобильное «спасибо».
В голосе хозяина кабинета на втором этаже известного здания по улице Одесской звучала гордость, когда он рассказывал, как принимал коллег из Костромской области и как они с удивлением отмечали «необыкновенную вежливость» тюменских водителей и приговаривали несколько, пожалуй, завистливо: «У нас такого нет».
Поскольку сами мы — местные, а не из Костромы, то знаем, что пока еще на дорогах хватает разного и всякого, и что нередко степень водительской вежливости обратно пропорциональна стоимости личного автомобиля, но тенденция обозначилась и это — факт.
— А еще, — воодушевился Геннадий Дмитриевич, — за последние тричетыре месяца обнаружилось, что… женщины стали меньше нарушать правила дорожного движения!
И тут полковник произнес спич, как бы обращенный к отсутствующим на пресс-конференции тысячам тюменских автовладельцев. Особенно к тем, кто спешит и, пытаясь выиграть минуту на обгоне или перестраивании, попадает в ДТП. Или устраивает «бодание», отказываясь пропустить другого водителя. И потом несколько часов оба ждут приезда ГАИ, потом отдают машину в ремонт и пользуются уже всеми преимуществами… пешехода. «Пропустите! Дешевле будет!» — воззвал полковник.
Я подумал, если бы прокрутить эти слова на уличном билборде, прямой призыв начальника автоинспекции мог бы сыграть очень положительную роль…
Конечно, атмосфера на дороге зависит от многих факторов. В том числе и от поведения инспекторов ДПС. Один из коллег процитировал услышанное от остановившего его инспектора: «Eсли у вас мало замечаний и штрафов — это наша недоработка».
— Такое мог сказать инспектор, проработавший более десяти лет. Мы стали принимать в дорожнопатрульную службу молодых людей, с высшим образованием. Мы учим их, как разговаривать с водителями, как относиться к старшему поколению за рулем. Не забывать, что у нас есть право устного предупреждения — для пожилого водителя этого достаточно… Вы знаете, это сказалось. Раздражение уходит с улиц и дорог. И уходит хамское отношение инспекторов…
… Трудно преодолеть антагонизм. Но не пора ли нам вглядеться друг в друга?