Вся жизнь моя – плавание
Неделю назад Eфросинья Никифоровна Ганихина отпраздновала юбилей — 90 лет.
Она признается, что с удовольствием и сейчас прокатилась бы на пароходе. Ведь ей не приходилось делать этого с тех пор, как ушла на пенсию.
Eфросинья Никифоровна всю жизнь проработала проводником, только не на поезде, а на пароходе. А на самом первом — он назывался «Дмитрий Гусихин» — была даже матросом.
— В 1942 году брат помог мне устроиться на «Гусихина». Он тогда работал рулевым, — вспоминает Eфросинья Никифоровна. — Всех мужчин-матросов забирали на фронт. Девять женщин и девушек приняли в команду. Капитан у нас был хороший — Зыков Александр Ильич. По-доброму к нам относился, внимательно.
Но даже капитанская доброта не в силах облегчить суровую матросскую работу. Двадцатидвухлетняя Фрося грузила и выгружала стокилограммовые мешки, которые везли на Север. А в Салехарде «Гусихин» брал на борт огромные деревянные бочки с рыбой — муксуном, щекуром, сырком.
Все время хотелось есть. Поэтому, чтобы попробовать рыбы, девушки-матросы шли на маленькую хитрость.
— Мы спускали бочки в трюм на двух веревках, — вспоминает Eфросинья Никифоровна. — Ослабим немного одну, бочка полетит и откроется. А Ярославцев, старший штурман, говорил все время: «Девчонки, вы хоть берите понемногу!»
После «Гусихина» Фрося устроилась проводником на двухпалубный пассажирский пароход «Жан Жорес». В обязанности проводника входило выдавать ключи от кают, делать уборку…
— А что за пассажиры были — расскажите…
— Да разные. Мы-то с ними не сильно общались. Но чаще попадались хорошие, приветливые. Иногда даже подарки дарили. Вот, помню, учительница одна мне ко дню рождения подарила чашечку. А еще была семейная пара. Она ехала на Север на добычу горного хрусталя и обратно возвращалась нашим же пароходом. Показывали маленькие крупинки настоящего хрусталя. Говорили — взяли себе тихонечко на память.
Приходилось возить на Север и заключенных. Eфросинья Никифоровна говорит — это были обычные люди в рабочей одежде. Всю дорогу они ехали в трюме. Проводники их почти не видели.
— А не страшно было плыть на одном корабле с заключенными?
— Нет, не страшно!
Eфросинье Никифоровне везло. Пароходы, на которых она работала, ни разу не садились на мель, на них не случалось пожаров.
— А был у нас такой пароход — «Москва», правда, я на нем не плавала. Вот он сгорел. Говорят, из-за фотографических пленок, которые ктото оставил на столе в каюте, где команда жила.
Проводник Ганихина проводила в плавании три четверти года. Ничего удивительного, что многое в ее жизни неразрывно связано с работой. На теплоходе «Генерал Карбышев», где Eфросинья Никифоровна проработала много лет, она познакомилась с Георгием Васильевичем. Правда, прожили вместе недолго. Eфросинья родила сына Александра, который пошел по стопам родителей и стал бортовым механиком, потом работал на судостроительном заводе. Три его дочки — Наталья, Eкатерина и Ольга — все свое детство провели на пароходе с отцом и мамой. Но продолжать семейную традицию внучки не стали.
А в доме бабушки до сих пор много вещей, которые напоминают о реках и пароходах. На стене висит лакированная голова огромной щуки, которую сын поймал в одну из навигаций. А в альбоме — много старых фотографий. Здесь и Eфросинья Никифоровна в молодости, и знаменитый теплоход «Генерал Карбышев» еще в то время, когда он назывался «Чулым»…
Правнучка Юля рассматривает фотографии и орден «Знак Почета», который Eфросинья Никифоровна бережно хранит в красной коробочке вместе с юбилейными медалями. «Знак почета» ей вручили в 1971 году за отличную работу. Юлька признается, что никогда не плавала на пароходе, но очень хочется. Что ж, значит, самое время собрать всю семью и совершить небольшое путешествие.
***
фото: Ефросинья Никифоровна с внучкой Натальей и правнучкой Юлей; проводник Ганихина; Юля с орденом и медалями прабабушки; теплоход «Генерал Карбышев»