Пальцы в клетки
Вчера в зеленые ворота пункта временного содержания безнадзорных домашних животных впервые вошли дети из летнего приклубного лагеря «Грант».
Eще неделю назад за «круглым столом» в редакции «Курьера» директор пункта Сергей Хмельницкий подал идею — организовать экскурсию для ребятишек, чтобы те смогли посмотреть на бездомных животных, послушать интересные факты из жизни бродячих собак, узнать об их поведении. Первым на предложение отреагировал «Грант». Когда дети услышали от своих вожатых о поездке к собакам — обрадовались, несмотря на то, что их сразу предупредили — «Пальцы в клетки не совать!».
В пункте гостей встретила ветеринарный врач и кинолог Eвгения Минеева. Рассказала, как себя надо вести при встрече с беспризорными собаками. Объяснила: «Собаки — потомки волков. Поэтому они часто собираются в стаи. Так легче выживать. Eсли вы видите бродячую собаку — не убегайте, не машите руками, не кричите. Остановитесь. И если в кармане есть какие-то звенящие предметы — отпугните пса. Позвените…»
Потом Eвгения прочла стихотворение о бездомной собаке, и дети, перебивая друг дружку, начали задавать ей вопросы. Но больше всего им хотелось познакомиться с постояльцами приюта. А их здесь больше пятидесяти. И все восторженно лают, ведь не каждый день к ним приезжает целая орава ребятишек.
… В толпе ребятишек стоит смуглая голубоглазая девочка. Тянет руку, хочет что-то сказать. Приподнимается на цыпочки, чтобы стать заметнее, и начинает свой рассказ.
— У нас во дворе живет бездомная собака. Мы ее кормим. И даже ухаживаем, — говорит Наринэ Даниэлян. — Откуда собака взялась — не знаю. Но живет она там со щенячьего возраста.
Наринэ считает, что у каждого пса должен быть хозяин. И она не понимает, почему в пункте временного содержания безнадзорных животных так много собак. Как не понимают этого и другие дети, беспрестанно спрашивая у директора приюта Сергея Хмельницкого и ветврача Eвгении Минеевой: «Кто бросил этих животных? Разве так можно?»
Но, как вы знаете, люди бросают даже породистых собак, а двортерьеров и вовсе не замечают. Дети же смотрят на мир по-иному. В любом дворовом псе они могут увидеть настоящего друга. Ведь у друзей не бывает породы.
Экскурсия продолжается. Дети ведут себя осторожно. Здороваются со всеми жителями приюта на расстоянии, не просовывая ладошки за железные прутья. Собаки лают, скулят. Но когда ребятишки останавливаются у клеток и вежливо говорят: «Привет, собаки. Как вы?», псы успокаиваются и, склонив головы, начинают глядеть гостям в глаза. Черный стаффордширский терьер лежит в позе «сфинкса» и философски смотрит на проходящую мимо толпу. У его клетки садится девочка в ярко-голубом платье. Долго наблюдает за грозным псом, словно гипнотизирует.
У клетки с лохматой кавказской овчаркой группа не задерживается. Пес выглядит серьезно, внушительно, но ведет себя спокойно, важно прогуливается тудасюда.
— Для него уже хозяин нашелся, поэтому пса скоро заберут. И он будет настоящей сторожевой собакой, — говорит Сергей Хмельницкий.
— А что это за комнаты? — дружно спрашивает ребятня, приближаясь к белым утепленным боксам.
— Здесь животные живут после операций, — объясняет Сергей Александрович и в этот же момент в окно одного из боксов высовывает морду белоснежная собака, принюхивается. Здоровается, наверное. Дети тоже ее приветствуют.
— Ой, щенки! — кричит кто-то из гостей, и дружная толпа устремляется к клетке с серыми, белыми, рыжими и черными «комочками». Некоторые щенки спят. Другие, почувствовав к себе огромное внимание и кучу заинтересованных глаз, начинают зевать, высунув розовые языки, и, переваливаясь, подходить к прутьям. Дети окружают клетку. Каждый старается разглядеть понравившийся «комочек». Каждому хочется погладить щенков. Ребятишки протягивают руки к клетке, щенки делают то же, только лапами. Вот так и сидят — глядят друг на друга.
— Собак мы отдаем бесплатно, в добрые руки. Щенков это тоже касается, — говорит Хмельницкий.
— Бесплатно! А можно нам одного, нет, двух взять? — восклицают дети.
— Только с разрешения родителей, конечно, — отвечает директор приюта.
— Да мы всех возьмем! — кричит белокурый Дима Бабусенко, который, кажется, уже нашел свой «комочек». — Пойдемте, я вам самого классного щенка покажу.
Дима показывает на двортерьерчика кремового цвета, который спит, уткнувшись носом в синюю клетку. Сопит.
— Он мне нравится. Я бы назвал его — Дик. Красивое имя, — говорит Дима. — Только с родителями посоветоваться надо…
— Да уж… веселый вечер сегодня будет у родителей, — смеется Eлена Сельнягина, руководитель смены. — Наверное, каждый после экскурсии захочет взять себе щенка… Знаете, а ведь мы немного боялись сюда ехать, — признается Eлена Анатольевна. — Обычно все экскурсии у нас четко распланированы. И мы точно знаем, куда едем. А такой выезд у нас впервые. Боялись, вдруг ребятишкам не понравится. А они вон, какие довольные! Тут им еще и календарики с фотографией здешней собачки подарили. Она в 27-й клетке сидит. Так дети сразу смотреть на нее побежали… Это здорово.
Экскурсия подходит к концу. Дети должны вернуться в лагерь к обеду. Но они уезжать не хотят. Не отходят от клетки со щенками. Что ж, садимся на корточки вместе с ними, продолжаем лапопожатие. Вдруг к клетке подбегает Наринэ и радостно заключает: «Я себе собаку нашла!»
— И где же она? — Да вот. С большим желтыми глазами, хочу ее взять, — девочка берет меня за руку и подводит к очередной клетке.
— А как бы ты ее назвала? — Вика… Нет! Муся. — А у тебя уже есть дома животные?
— Да, пудель Том и черепашка. Поэтому я бездомных животных и не боюсь. А мой Том иногда лижет черепашку, а она лапой так делает, — и Наринэ отмахивается. — А сюда я еще раз приехать хочу. Очень… А пойдемте фотографироваться?
Прежде чем уехать, мы выстраиваемся для совместной фотографии. Ребятишки машут руками, смеются. Потом, попрощавшись с собаками, отправляются в автобус. Но тут кто-то одергивает меня за руку. Это Наринэ.
— Я хочу еще что-то важное сказать, — шепчет она. — Я свою собаку никогда не брошу! — и убегает в автобус. Двери приюта закрываются. Собаки провожают гостей дружным лаем и вновь замолкают.
Первая детская экскурсия в пункт временного содержания безнадзорных домашних животных подошла к концу. А если вы хотите узнать о впечатлениях, — спросите у Наринэ и ее друзей!
***
фото: Вася приглядел себе щенка;Пушистик – всеобщий любимец;протяни нам руку, брат!