Секреты Городищенского лога
Царево городище, что неподалеку от русла реки Тюменки, археологи называют центром двух городов — древнего и современного.
Современная жизнь захлестывает городище. Мимо музея «Городская Дума» непрерывно проносятся автобусы и автомобили. К Вечному огню приезжают свадебные кортежи. Даже занятия по физкультуре проводят в логу…
Наверное, только археологи знают, что когда-то здесь был центр древнего города Чинги-Тура. На улице Фридриха Энгельса в одном из дворов ведутся раскопки. Посмотришь с улицы — обыкновенный деревянный двухэтажный дом, с покосившимся забором. А если открыть калитку, то увидишь выкопанные археологами ямы глубиной около двух метров…
Татьяна Рафикова, научный сотрудник сектора археологии и этнографии Института гуманитарных исследований, рассказывает:
— Раскопки ведутся на Царевом городище с 2005 года. Здесь была цитадель Чинги-Тура, столица Тюменского ханства, первого государственного образования сибирских татар. Культурные напластования Царева городища содержат материалы самого раннего периода в истории Тюмени, когда на нынешнем городище жили бакальские племена — предки сибирских татар. При строительстве жилищ они устанавливали столбики, которые служили каркасом для стен. Потом делали плетень и обмазывали его глиной… Позднее появился крупный город на пересечении важнейших торговых путей, связывающих Среднюю Азию, Русь и Сибирь. А после завоевательного похода Eрмака в 1586 году на соседнем мысу был основан русский город Тюмень…
Археологи снимают лопатой слой в десять сантиметров — делают зачистку, чтобы площадка была ровной, и фотографируют. Сантиметр за сантиметром яма становится глубже — а ученые обретают ценные знания и подтверждение своим догадкам. За две недели команда Татьяны Рафиковой обнаружила следы, оставшиеся от жилищ бакальских племен, часть деревянного дома, построенного в девятнадцатом веке, стеклянные бутылочки, предположительно, из-под лекарств. Александр Халиков, работающий на раскопе любитель-археолог, физик по образованию, говорит:
— Мне, вообще-то, сначала показалось, что мы обнаружили баню. Но остатки пищи, кости и бутылочки из-под лекарств с текстом на русском и латинском языках показали: помещение было жилым. Сейчас видна только часть стены, но мы будем копать вширь и вглубь — там наверняка много интересного.
Археологи надеялись найти здесь слои почвы, не затронутые современностью. Сохранившие максимально полную информацию о местных жителях девятого-десятого веков. Но оказалось, что слои сильно разрушены во вторую половину XX века. И археологам перед началом работ пришлось затратить немало времени, чтобы просто расчистить площадку — выкосить метровую крапиву и убрать мусор. И до сих пор молодые ученые находят в земле то ботинок, то кусок веревки, явно не имеющие отношения к бакальским племенам…
Были проблемы и с нынешними жителями дома, во дворе которого ведутся раскопки. Чтобы уговорить людей дать разрешение на работы, Татьяне Рафиковой даже пришлось познакомиться с участковым. Родители, главным образом, волновались за маленьких детей, которые могли провалиться в глубокие ямы. Археологи обнесли опасные участки яркой лентой — и наступило перемирие.
***
фото: Татьяна Рафикова на раскопках;бутылочки из аптеки позапрошлого века