Мастеровые праздника
Кто привозит праздник туда, куда не добираются силы городских управ и домов культуры? В окрестные деревни и поселки Плеханова, Комарова, Воронина, Уте-шево? В поселок РТС, на Бабарынку?
Кто эти люди, у которых нет выходных, потому что они работают в праздники, принося людям подарки и радость? Есть такое слово — «Околица». Это — Центр культуры и досуга, расположенный в поселке Утешево. И никто не расскажет о нем лучше, чем директор Инесса Бартоль.
СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА
«Околица» — это 26 работников и восемь творческих коллективов. А судя по количеству отзывов, которые получает газета, мне всегда казалось, что работников центра должно быть куда больше. Инесса Бартоль трудится здесь 10 лет. Она помнит те времена, когда в этом в одноэтажном, уже тогда обшарпанном здании, которое «Околица» занимает сегодня, располагался утешевский Дом культуры и крохотная библиотека.
— В Рощино тогда был сельсовет, — вспоминает директор. — Он отвечал за все массовые мероприятия в окраинных деревушках, которые всегда жили обособленно от города. В деревнях работали только маленькие библиотеки. Когда сельсовет расформировали, городское управление по культуре (тогда комитет) решило объединить разрозненные культурные точки, собрать их в пучок. Центром, стартовой площадкой для дальнейшей работы стал утешевский Дом культуры «Околица».
Так что каждый год 12 июня мы празднуем день рождения.
— Как начиналась ваша работа с окраинами?
— Когда мы впервые семь лет назад приехали в деревню Воронину, местные старики посмотрели на нас и сказали: «Видно, быть войне!» — смеется Инесса Олеговна.
— Почему — войне?
— Ну, это присказка. То есть, грядут большие перемены. Понимаете, после того, как не стало в деревнях сельсоветов (рощинский сельсовет работал дольше других), жителей как будто «забросили», никто для них праздников не устраивал, — объясняет директор «Околицы». — Потому и удивились, недоверчиво отнеслись. Но теперь уже, конечно, привыкли. Знаю нас и в лицо, и даже по именам. Может, мы им и поднадоели уже со своими песнями-плясками — она смеется. — А если серьезно, то деревенские жители, особенно дети и старики, которые не могут часто выезжать в центр города, получают очень мало внимания. Мы стараемся это хоть как-то исправить.
ЗВЕЗДЫ — В САПОГАХ
— Прежний начальник управления по культуре Юрий Бедель часто по-доброму смеялся над нами, замечая, что работаем мы в сапогах, — вспоминает Инесса Олеговна.
В сапогах — в прямом смысле. Часто «Околица» устраивает свои представления «в чистом поле», где нет ни сцены, ни розеток, куда включить аппаратуру, ни навеса… Ну, какие в деревнях сцены? Да и помещений для проведения праздников тоже нет.
От погоды «Околица» зависит напрямую. Перед очередным мероприятием директор много раз сверяется с прогнозом погоды, огорчается из-за туч, потому что дождь — это почти гарантия, что праздник будет испорчен. Так что, у каждого работника центра есть пара резиновых сапог.
— Наши «звезды» — это, в основном, пенсионеры и дети, — рассказывает Инесса Олеговна. — А кого еще «выдернешь» в рабочее время на выступления? В этом году мы провели больше 10 новогодних елок, и снегурочкам нашим было уже по 70 лет! А мы и не огорчаемся, зато креативно!
Бартоль показывает фотографии репетиций и выступлений, попутно восхищается танцевальным коллективом «Настенька», который несколько лет назад создала студентка Анастасия Муравьева. Говорит, что пятилетние детишки -вот настоящие звезды! Пусть пока маленькой сцены.
— Настя от нас, конечно, ушла. Молодежь здесь не задерживается, попробуйте прожить на зарплату пять-семь тысяч! Так что работают, пока учатся в вузах. Зато пожилым людям эти деньги — неплохая прибавка к пенсии.
Отдельная гордость директора -рок-группа «Деканат». Центр «Околица» стал для музыкантов репетиционной базой, а вот оборудование и инструменты они приобретали сами. Центр в этом помочь не мог.
— Барабанщик Жора даже спал со своими тарелками, когда, наконец, купил их! — смеется Инесса Олеговна. — А еще ребята предложили устроить в центре рок-фестиваль. И мы провели его уже не один раз. Всем очень нравится, столько групп со всей Тюмени приезжает! А зрители даже пешком из Плехановой приходят. Думаю, «Околицу» вполне можно называть тюменской «Горбушкой» (ДК имени «Горбунова» в Москве, где проходит большинство рок-фестивалей — О.Ч.).
— Вот только одеть своих артистов я не могу, — с сожалением качает головой Инесса Олеговна. -Сами родители детям костюмы шьют и покупают, спасибо им! Некоторые коллективы одел депутат Вячеслав Матросов. Но больше тех, кто в стареньких костюмах выступает. Например, наш ансамбль «Россияночка» или коллектив «Ивушки» стараются позаботиться о сценических костюмах самостоятельно. И ведь им никто за это не платит: если штатные работники «Околицы» получают зарплату, то уж творческие коллективы работают за «спасибо». Потому что им это нравится.
Да, а Дед Мороз и Снегурочка в первые годы работы чуть ли не в старых халатах, расшитых блестками, выступали. Сейчас-то мы им купили хорошие костюмы. ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ?
— А «Околица» должна начинаться с санузла! — возражает Инесса Олеговна, — Вот мы говорим о культуре, о том, что «Околица» несет ее на окраины. А я не могу говорить о культуре. Разве о ней речь, когда у нас нет элементарных удобств? В здании нет воды, уборщице приходится каждый раз носить ее ведрами из колодца, наполнять большой бак, чтобы все могли пользоваться. А то ведь руки негде помыть. Нет у нас и туалета, он стоит отдельно, на улице. Летом еще ничего, а как зимой выгонять деток на мороз. Нет раздевалок, большой зал центра сразу и танцплощадка, и зал для репетиций (а ведь даже нет зеркал, не говоря уже о станке для танцевальных репетиций), и концертный зал. Дети рвутся танцевать, выступать, но я могу им предложить даже не минимум — меньше. Хорошо, что хоть газовая котельная теперь есть, тепло зимой. А раньше печами отапливались.
«Околица», чтобы хоть как-то выйти из трудного положения, обзавелась массой подручных средств. Словно большая театральная труппа возит с собой автобус аппаратуры, которую помогло приобрести управление по культуре, декорации, костюмы, коробки с подарками для участников конкурса. Какой же праздник без подарков? А еще надо не забыть про полиэтилен, которым в случае дождя укрывают все свои вещи.
— Говорят, что в училище искусств готовят звукооператоров, -рассуждает Инесса Олеговна. -Знаете, какой у них основной предмет? Сольфеджио! А я говорю, что звукооператор должен, в первую очередь, быть сильным, чтобы аппаратуру выгружать. Мы, как цыганский табор, всю жизнь на чемоданах и с авоськами.
— Что же держит вас на такой хлопотной работе? — удивляюсь.
— Во-первых, идти больше некуда, — искренне отвечает Инесса Олеговна. — Большинство работников пенсионного и предпенсионного возраста, кто на работу возьмет? А во-вторых. Знаете, ничего случайного не бывает. Я всегда хотела, чтобы мой сын стал юристом, имел хороший постоянный заработок. А он вырос в «Околице» и пошел учиться на театральное отделение. Я была в шоке! А потом подумала, что и такая профессия — тоже хорошо. Постоянные трудности (неотъемлемая часть культурной сферы) очень сближают. У меня много друзей, которых я нашла исключительно благодаря работе. Без нее себя уже и не представляю.
***
фото: Инесса Бартоль