Каждый человек — это история
Валентин Богданов. «Повесть о сыне». Тюмень, издательство «Истина», 2009 год.
Валентина Богданова писателем не называют, точнее, о нем говорят «непрофессиональный писатель».
Однако «непрофессионализм» не помешал ему стать в этом году одним из победителей конкурса «Книга года-2008» с повестью «Родимая сторонка», изданной тюменским Домом печати. Ее определили в номинацию «Лучшая документально-мемуарная книга».
В этом же жанре написана и еще одна его книга — «Повесть о сыне».
Сына автора Николая Богданова в Тюмени, в основном, знали как музыканта-джазмена. Для друзей семьи, поклонников джаза, музыкантов, а главное, для родителей его внезапная смерть оказалась ударом, который даже осознать не сразу смогли.
Отправная точка повести — дата смерти Николая. Горе потери сконцентрировало автора на деталях. Вдруг вся жизнь выстроилась в логическую цепочку, а дата поделила ее на две части — до и после.
Но это только на первый взгляд. Все-таки по ходу чтения понимаешь, что отправная точка повествования — это жизнь. Со всеми ее мелочами, которые иногда кажутся неважными.
Что же всплывает в памяти отца, потерявшего сына так внезапно? Как раз те самые мелочи. Вот Николай еще юноша, а в моде первые джинсы, которые так трудно «достать», а ему, как всякому другому молодому человеку, хочется их носить. Вот он оканчивает Омское музыкальное училище по классу духовых инструментов, получает специальность — саксофонист. А в дипломе написали «артист», потом много раз родители шутили, что, дескать, в семье теперь есть дипломированный артист. А сам Николай своего «артистизма» стеснялся.
Вот рыбалка с отцом, они оба — заядлые рыбаки и охотники, каждой весны ждали с нетерпением, чтобы приготовить удочки и сети. Баня — отдельная глава повести, семейная традиция. Колка дров, споры о работе (Николай так и не успел сделать юридической карьеры, хотя перед смертью как раз дописал кандидатскую диссертацию), боязнь одиночества, вкусная окрошка.
Все вперемешку. Простые сюжеты, их даже сюжетами-то назвать можно с натяжкой. Читаешь и задумываешься, почему же не хочется закрывать книгу? Потому что нам хочется, чтобы родители так же хорошо знали нас, как автор — своего сына? Так же понимали, не осуждали?
Художественной литературой, претендующей на интерес широкого круга читателей, повесть назвать можно едва ли. Скорее, все написанное Богдановым похоже на длинное письмо родным — настолько бесхитростно, искренне и по-семейному (словно включая читателя в семью) он рассказывает обо всем, что вспоминается с особой теплотой. И то, что вспоминать неприятно и даже тяжело, но забыть не получается.
Это монолог о семье. О том, из чего строятся человеческие отношения, те самые, ежедневные, рутинные, мимо которых профессиональные писатели часто проходят, считая их не достойными внимания.
Зачем эта книга, если не для читателей? Валентин Богданов объясняет свое желание написать о сыне просто и искренне: чтобы Гриша и Аня, дети Николая, могли ее когда-нибудь прочесть.
«… Я обязательно должен был это написать, чтобы помнили отца и брали с него пример в своей сегодняшней и будущей жизни, поскольку потеряли его (отца) в малом возрасте и с годами могут забыть».
В финале повести автор поместил письма Николая к родным -это часто делают авторы биографий. Но как нельзя назвать «Повесть о сыне» биографией, так и письма имеют не информативную ценность, а, скорее, семейную.
В итоге Валентин Богданов приходит к выводу, что в жизни каждого человека случаются чудеса и каждый человек счастлив. Нужно только вовремя научиться это счастье замечать, полнокровно переживать. Потому что тот, с кем не случалось чуда и счастья, беспамятен и неблагодарен.