По шпалам, опять по шпалам
Билеты на проезд в электричках подорожали в среднем на четверть в самый разгар сезона.
Для «безлошадных» дачников это был шок. Хотя «сарафанное радио», как обычно, узнающее обо всем намного раньше, предупреждало, что над тюменскими электричками сгущаются тучи. Какие-то добровольцы даже собирали в вагонах пригородных поездов подписи под петициями в адрес областного правительства и Думы. Но, видимо, пустить этот документ в ход они не успели.
Ценовой удар был нанесен неожиданно, без предварительного объявления. Случилось это… 22 июня. Еще за неделю до этого информацию о возможном резком повышении стоимости проезда никто официально не подтверждал. Либо тюменских железнодорожников и самих держали в неведении, либо до поры до времени план ценового продвижения на восток был тайной за семью печатями.
Теперь, когда тариф на перевозки в пригородных поездах ни с того ни с сего стал предельным, остается только принять его к сведению. И все-таки очень хочется поставить под сомнение факторы, которые названы в качестве причин столь резкого повышения цены билета.
Объяснением всему стало загадочное слово «безубыточность», точнее, стремление к тому, чтобы все пассажирские перевозки на железной дороге приносили Свердловской пригородной компании прибыль.
Фактически, во всех бедах перевозчика обвинили самих пассажиров. Так, по информации Свердловской пригородной компании, в первом квартале 2009 года обслуживание пригородных поездов в Тюменской области принесло этой компании убытки более чем в 43 миллиона рублей. А по итогам года ожидается, что убытки достигнут 140 миллионов. При этом компенсация из областного бюджета покроет только около 70%.
Следуя логике вещей, приходим к выводу, что главной причиной убыточности пригородных перевозок стала плата за проезд, точнее, ее отсутствие. По информации той же компании, в 2008 году в электричках выявлено более 37 тысяч безбилетников, с которых взыскано около 900 тысяч рублей. Но реальное число «зайцев» существенно больше.
Однако такая точка отсчета для повышения стоимости проезда кажется более чем странной. Особенно для тех, кто постоянно пользуется этой услугой железной дороги. Еще пару лет назад, когда проезд стоил почти в два раза дешевле, в электричках, действительно, существовала негласная договоренность пассажиров и проводников. Оплатить проезд можно было суммой чуть меньшей, и при этом билета тебе никто не выдавал. Это правило работало годами, и все считали, что так оно и лучше: проводникам лишний «хлеб», а дачникам экономия.
Можно ли винить самих пассажиров в том, что существовала такая негласная форма оплаты проезда? Вряд ли. Это был явный недочет самой службы пригородных пассажирских перевозок. И время подтвердило, что пассажиры — народ вполне законопослушный, если вся система продажи билетов и контроля в пути четко организована.
Начиная с этого года, за контрольные функции на электричках взялись основательно. Не знаю, каким образом смогло проскочить такое количество статистических «зайцев», если контролеры работают постоянно. Например, за 40 минут следования до станции Богандинская билеты проверяются, как минимум, дважды. Это стало правилом, к которому все привыкли. К тому же, проверяют их не проводники, а бесстрастные контролеры-кассиры в сопровождении двух охранников. От такого контроля не спрячешься, не скроешься.
Откуда при такой системе возьмется троекратное увеличение безбилетников — непонятно. И кто может дать такой прирост — дачники, которые активно пользуются электричками только летом, или всесезонные студенты, которые на выходные ездят из Тюмени домой и обратно?
Кстати, о студенческой «нише» в электричках. Те, кто путешествует по одному и тому же маршруту не первый год, отмечают, что число студентов в последнее время резко возросло. Это заметно по наполняемости вагонов. В воскресные дни люди стоят даже в тамбурах. Ранее студенты были включены в перечень льготных категорий, пользующихся определенным скидками на проезд. Всего таких категорий 23, из них пять — региональных и 18 — федеральных. Все предыдущие годы студентам и школьникам до 15 июня было дано право платить за билет только половину стоимости. Но теперь, похоже, и их осенью ожидает неприятный сюрприз. Льготный проезд в новом году — под большим вопросом. Конечно, не все еще потеряно: как сообщили в Свердловской пригородной компании, «вопрос в настоящее время находится на согласовании в ОАО «Российские железные дороги».
Может быть, пассажиры и приняли бы беды компании на свой счет, но и они могут выставить свой счет перевозчикам. Для удобства тех, кто вынужден использовать пригородные направления, не сделано практически ничего. Автоматов для продажи билетов нет не только на промежуточных станциях, но даже на вокзалах конечных пунктов. Железнодорожные платформы на маленьких станциях находятся в ужасном состоянии, бетонные плиты «оплывают», как песчаные барханы. Ни скамеек, ни поручней, ни навесов! Нередки случаи падения пассажиров с платформы (хорошо, что не под поезд). Количество поездов и число вагонов, несмотря на перегруженность, сокращены. Там, где в прошлом году ходили две электрички, осталась одна, урезанная на треть.
Впрочем, как утверждают в Свердловской пригородной компании, перспективы реформирования пригородного комплекса на Тюменском участке все-таки есть.
Хотя тяжесть этого реформирования, фактически, лежит на плечах правительства Тюменской области. Поскольку с января 2005 года организация пригородных перевозок железнодорожным транспортом, согласно федеральному закону N 184-ФЗ от 06.10.1999 года, возложена на субъекты Российской Федерации.
Поэтому формирование необходимой пригородной сети, установление тарифов на перевозки и сумма компенсаций разницы между экономически обоснованным тарифом и ценой билета -задачи, которые придется решать правительству области.
Кстати, Свердловская пригородная компания обладает сразу двумя лицензиями — и на железнодорожные, и на автомобильные пассажирские перевозки. Если надо будет закрыть движение локомотивов и пустить автобус — это будет сделано. Подобное новшество, считают в «СПК», позволит «снизить нагрузку на областной бюджет и, возможно, даже приведет к понижению тарифов для населения».
Правда, обрадует ли это население, если учесть, что проезда к большинству железнодорожных садовых кооперативов нет?
В общем, вопросов от введения этого «экономически обоснованного» новшества больше, чем ответов. Ясности в вопросе реформирования пригородного железнодорожного хозяйства примерно столько же, сколько и в реформировании системы ЖКХ. Но почему? Ведь и то, и другое — социальные сферы, которые должны бы действовать, прежде всего, в интересах людей.
***
фото: