X

  • 17 Декабрь
  • 2024 года
  • № 139
  • 5638

Школе нужен «необычный взгляд на привычное»

Казалось бы, лето — не время говорить о школе. Но это для детей — каникулы, а для учителей — самое время учиться.

Поэтому в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования именно летом проводят семинары для творчески работающих педагогов. И чтобы педагоги Тюменской области могли приобщиться к лучшему российскому опыту, подобные мероприятия организуют совместно с региональным отделением «Всероссийского педагогического собрания», приглашают на эти встречи победителей областных и всероссийских этапов конкурса «Учитель года России», а также членов Большого конкурсного жюри.

Речь на этих семинарах идет о важнейших преобразованиях в российской педагогике: об обновлении федеральных образовательных стандартов, о реформировании конкурса «Учитель года», о том, какой должна быть современная школа сегодня и какой она будет завтра.

Одним из наиболее заметных участников проведенного недавно в ТОГИРРО семинара стал Артур Заруба — член жюри всероссийского конкурса «Учитель года России», учитель музыки московской Ломоносовской школы, композитор, победитель конкурса «Учитель года-1 992», кавалер почетных знаков «Общественное признание» и «Рыцарь гуманной педагогики».

На его открытом уроке, основанном на адажио Томазо Альбинони, не было «ни одной случайной интонации» и просто «высокопарных слов», но эффект воздействия на слушателей был потрясающий. Как сказала одна из участниц семинара, после этого мастер-класса она испытала «настоящий катарсис». И не только она — у многих слушателей наворачивались слезы на глаза. И все дни, пока шел семинар, Артур Викторович не уставал говорить о роли искусства в школьном образовании…

По его мнению, искусство сегодня на одном из последних мест в школьной программе, причем дается оно в усеченном виде. Театрального, например, в образовательном стандарте вообще нет. Хотя в Америке при помощи театра проигрывают все социальные ситуации в семье, во взаимотношениях полов, национальностей… И в австралийских школах есть обязательные театральные спецкурсы. Было это когда-то и у нас. Все воспитательные концепции выдающихся российских педагогов опирались на искусство. Ушинский, Сухомлинский, Шацкий, Блонский, Макаренко, Крупская — кого ни назови, все говорили о роли искусства в воспитании ребенка.

Беда в том, что в современной школе, считает Заруба, явный перекос в сторону научного сознания. В то время как у ребенка и искусства намного больше точек соприкосновения. Наука мыслит понятиями, а искусство, как и ребенок, — образами. Искусство всегда неожиданно, чем и интересно. Даже гениальность можно рассматривать как «необычный взгляд на привычное». И здесь природа ребенка сродни природе искусства. Искусство -тайна, которую нельзя объяснить. Ребенок тоже — тайна, никто до конца не знает его возможностей. Вся гуманная педагогика, говорит Заруба, построена на утверждении, что способности ребенка настолько велики, что сравнимы со способностями гениев. Если ребенку разрешить творить, он способен создать шедевр. Может быть, не на уровне мировой классификации, но на своем уровне — точно. Поэтому, занимаясь с детьми, надо всегда ожидать от них шедевров, убежден Артур Викторович, а если вкладывать только знания, то ученики их просто возвращают.

Кроме того, искусство — всегда творчество. И для ребенка предметом творения становится все, что его окружает. Учитель не может это не учитывать. В конце концов, так исстари повелось, что на Руси любой человек был потенциальный Кулибин. И если такая национальная особенность есть, почему бы ее не использовать?

С точки зрения Зарубы, искусство в школе должно занимать хотя бы паритетное место по отношению ко всем остальным предметам. Сейчас же ни о каком паритете речь не идет. Силы слишком неравные. На преподавание искусства отводится всего час в неделю, его изучают максимум до 8-го класса, а в Москве оно исчезает из расписания уроков уже в четвертом классе. Считается, что эти предметы не престижны. Технологии важнее.

Но, спрашивает педагог, не пора ли менять привычные позиции и устоявшиеся отношения? Сейчас как раз разрабатываются новые стандарты образования. Надо не упустить этот шанс.

Артур Заруба убежден, что развитие творческих навыков поможет российскому образованию выйти на новый уровень развития. Поскольку только творчески мыслящие люди могут двигать прогресс и изменять реальность. За этих людей борются крупнейшие компании всего мира, в них вкладывают гигантские деньги. Их ценят особенно, потому что они дают прирост экономике страны. Но у нас, к сожалению, творческий потенциал пока недооценивают.

В качестве основной национальной идеи педагог предлагает идею культуры, духовности, высокого искусства. И ничего здесь изобретать не надо. Молодежь, в принципе, уже недалека от этого. Например, музыка занимает одно из первых мест в ранге молодежных предпочтений. Другой вопрос, что слушают молодые в основном — развлекательную музыку, и «мы ничего не можем ей противопоставить».

«Почему?» — задает вопрос педагог. А потому, что сейчас жизнь повернута в развлекательную сторону. Кино смотрят развлекательное, хотят, чтоб театр и изобразительное искусство были такими же… Между тем, «человек становится человеком, только если ставит перед собой задачи серьезные, высокие, духовные, а на почве развлечений ничего этого случиться не может».

В подтверждение Артур Викторович на своем открытом уроке привел слова, сказанные Генделем: «Я очень сожалел бы, если б моя музыка только развлекала»…

Артур Заруба напомнил строчки из «Учительского вальса», написанного Робертом Рождественским: «Высшим достоинством человечества станут когда-нибудь учителя». Потому что профессия учителя — «профессия дальнего радиуса действия».

***
фото: Артур Заруба

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта