X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«Екатерину» обещают вернуть

Только на один день, 3 июля, в Тюмень приехала труппа Свердловского театра музыкальной комедии. Потому что разместить полторы сотни актеров на более длительный срок у тюменских организаторов гастролей возможности нет

Для Тюмени постановка «Екатерина Великая» — событие масштабное. Поэтому в зале был аншлаг, хотя цены на билеты (от полутора до трех тысяч рублей) не слишком обрадовали зрителя.

Подготовка сцены тюменского драматического к спектаклю началась заранее: за два дня до премьеры «Екатерины Великой» в Тюмени уже монтировались декорации, настраивался звук.

Если декорации исполнили свое назначение и потрясли воображение публики, то качество звука могло быть лучше. «Фонили» микрофоны, мешая работать актерам и портя общее впечатление.

Ситуацию эту организаторы гастролей обещали исправить. Они сказали, что, возможно, «Екатерина Великая» гостит в нашем городе не в последний раз, и вернется уже осенью. И тогда со звуком будет все в порядке.

В пятницу в драм-театре тюменцы восхищались костюмами и декорациями самого дорогого и масштабного мюзикла, поставленного на Урале. «Екатерина Великая» гремела, пела и сверкала всем золотом Российской империи.

Еще до приезда к нам труппы Свердловского театра музыкальной комедии, которая и привезла этот мюзикл, было понятно, что в Тюмень едет настоящий музыкальный блокбастер. Анонсы рассказывали о заморских тканях для костюмов (парча и шелка изготовлены по особой технологии, максимально приближенной к той, екатерининской эпохе), о карете маленькой принцессы Фике, которую мастерили целый месяц ради того, чтобы она пять минут украшала спектакль…

Над «Екатериной» работало огромное число людей. На сцене, сменяя друг друга, трудились 160 актеров (вся труппа театра), только главных ролей — 39! Они постоянно переодевались, удивляя все новыми нарядами, созданными художником Павлом Каплевичем.

Екатерину играли даже не две, а три актрисы. Одна из них — Мария Виненкова за образ принцессы Фике получила премию «Золотая Маска-2009». А взрослая императрица (в исполнении народной артистки РФ Нины Шамбер) впечатлила величием и одновременно… усталостью.

Музыку композитор Сергей Дрезнин писал целых семь лет, причем музыкальную часть составляют разные стили, от церковных песнопений до рэпа. Пьесу, основу мюзикла, написали Михаил Рощин и Александр Анно.

Анонсы не преувеличивали: происходящее на сцене зрелищно и красиво. Размах действия впечатляет — под стать образу великой империи. Его центр -помпезная многоэтажная конструкция — декорация Зимнего дворца, символа державы. «Петербургского эффекта» добавляют сменяющие времена года видеопроекции, которые транслируются на полупрозрачный экран, то и дело опускающийся на край сцены. Благодаря им на сцене мелькают огни, валят крупные снежные хлопья, зеленеют пышные российские леса. Красиво!

Однако тому, кто ленился на уроках истории или не читал книжек, только и остается, что разглядывать костюмы и рассуждать о вокальных данных артистов. Потому что сюжетная линия прослеживается не вполне четко. Оно и понятно: мюзикл — не опера и не драматический спектакль, жанр, в общем-то, легкий. Так что вполне можно было смотреть и воспринимать происходящее на сцене, наслаждаясь зрелищностью и не особенно вникая в драматизм судьбы великой Екатерины.

Мне, напротив, мешала некоторая осведомленность о происходящем. Например, излишне романтизированными показались сцены отношений Григория Орлова и Екатерины (историки все же настаивают на более расчетливых отношениях императрицы и одного из ее фаворитов). Здесь же ночная сцена с братьями Орловыми (Григорий — Владимир Алексеев, Алехан — Евгений Толстое), когда несчастная жена Петра III обретает, наконец, женское счастье — лирический пик постановки. Песня Григория -одна из настоящих удач композитора, на мой взгляд.

Несколько неестественной показалась сцена венчания Екатерины и Петра III: пока будущая императрица стоит на коленях перед священнослужителем (кстати, увлечение постановщиков православными ритуалами тоже не слишком обрадовало), «Петрушка» заламывает руки в страдальческом жесте и поет о своей трагической судьбе. Предрекает ее? Ведь трагизмом еще и не пахнет на заре его княжеской юности.

Таких заметок на полях можно в течение мюзикла сделать множество, но это, на самом деле, мелочи.

По сути, «Екатерина Великая» — это серия коротких ярких «видеоклипов», отрывочных, объединенных только персонажами и костюмами екатерининской эпохи.

Театральные критики в 2008 году (тогда состоялась премьера) мюзикл оценили не слишком высоко. Говорили о том, что если в первом отделении «становление Екатерины и ее «женская история» показаны хоть и затянуто, но относительно связно, то второе отделение и вовсе распалось на куски». Не понравилось профессиональным критикам и то, как Екатерина откровенно говорит, что российским народом можно и нужно управлять только кнутом.

Но публика всегда принимала «Екатерину Великую» очень тепло, так было и в Тюмени. После каждого «номера» люди аплодировали, радовались, когда у исполнителей обнаруживались хорошие вокальные данные (опять же, мюзикл — не опера, поэтому сильные красивые голоса здесь не повсеместны).

В итоге и строгие критики сменили гнев на милость и стали хвалить екатеринбуржцев за смелость и амбициозность. Не каждый театр рискнет замахнуться на такое масштабное шоу!

***
фото: жених юной Екатерины — император Петр III со своей свитой.;сцены из мюзикла.;сцены из мюзикла.;сцены из мюзикла.;сцены из мюзикла.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта