X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Лекало собственной судьбы

Марина Землякова знает о школьной жизни, может быть, даже больше, чем директора школ. По крайней мере, она точно изучила ее с изнанки.

Два года назад вместе с братом они решили открыть свой семейный бизнес. И подошли к этому настолько основательно, что позавидовал бы любой маркетолог.

Маринину давнюю мечту открыть свое ателье Павел облек вначале в сухие строчки стат-отчетов. Чтобы исследовать состояние рынка в этой сфере, он провел… социологическое исследование. Во-первых, требовалось найти еще не занятую нишу, а во-вторых, понять, что тут они смогут сделать. Собранные данные показали, что в Тюмени, при всем обилии ателье, большинство специализируется на пошиве верхней женской одежды, мужская при этом остается на задворках швейной империи. И совсем уж зияла пустотой ниша по изготовлению школьной формы. Предприятия, разрабатывающие униформы различного назначения, такую «мелочь», как школьное «обмундирование», в расчет не брали. Да и до поры до времени спроса на эту продукцию не было.

В своей возможности «перекроить» такое положение дел Марина и Павел не сомневались. Ведь за плечами у них годы работы по специальности. У Марины проба сил состоялась, когда она училась в Петрозаводском швейном училище. Во время практики ее приметили и пригласили работать на совместное советско-германское предприятие. Шила все, начиная от мужских костюмов, пальто и курток до эксклюзивных женских шуб. А еще и моделировала. Первое свое изделие она поставила на поток, когда ей только-только исполнилось 20. И ей, такой молоденькой, предстояло «поставить руку» четырем десяткам портних, объяснить, как обрабатывать разработанные ею лекала.

И первая же пробная партия с успехом прошла жесточайший ГОСТовский контроль. Специалисты ОТК с точностью до миллиметра вымеряли каждый простроченный шов… Это была отличная школа. Успешно пройденный экзамен дал ей блестящую путевку в дальнейшую жизнь. За счет предприятия ее направили в Московский текстильный институт, где она получила специальность инженера-конструктора швейной промышленности.

Но потом система советских ГОСТов развалилась, как развалился и сам Советский Союз. Вначале Марина еще держалась, пыталась шить и продавать для первых кооперативов, но потом производить ширпотреб и просто зарабатывать деньги стало скучно. На восемь лет забросила портновское искусство, переквалифицировавшись в… телефонистки.

Но, как ни беги от судьбы, от нее не уйдешь. И наступило время, когда Марина почувствовала, что потеряла в жизни какую-то «ниточку», что без шитья она не может. Профессия ее позвала. Вот тогда-то и состоялся семейный совет «в Филях», где приняли решение начать все заново.

Для начала она прошла курсы повышения квалификации в Екатеринбургской академии моды. Затем они с братом составили подробнейший бизнес-план своего предприятия. Нашли необходимое помещение, сделали ремонт, приобрели оборудование и… обратились за помощью в фонд поддержки предпринимательства, рассчитывая на ссуду по программе «Самообеспечение».

Вот только молодой специалист, взяв в руки их выстраданный и с такой тщательностью составленный план, особого интереса к нему не проявил. Может быть, их ошибка состояла в том, что помощи «свыше» они не ждали, и все делали параллельно: оформляли документы, колдовали над становлением предприятия. Сил на хождение по инстанциям в результате не хватило. После того, как пару раз им указали на отсутствие какой-то справки, махнули на все рукой и занялись делом.

Поначалу самым трудным было окупить аренду. Первый год она «съедала» все, что зарабатывали. К тому же брат и сестра изначально сделали ставку на хороших швей с достойной зарплатой. В общем, как говорит Павел, «шагнули очень широко». От сделанного под себя цеха пришлось отказаться и переехать в тесную комнатку.

Следующий шаг был еще сложнее. Секрет того, как они себя «раскрутили», раскрывать не хотят. Опасаются, что кто-то воспользуется их маркетинговыми ходами и начнет наступать на пятки. Но, в общем, самой сильной рекламой оказались «сарафанное радио» и маленькие пиаровские хитрости.

Первой школой, которой предложили разработать комплект формы, была 35-я, что находится рядом. Они ежедневно ходили туда, отбирали детей, примеряли им костюмы, фотографировали, потом демонстрировали учителям и родителям. Кстати, наибольшее сопротивление нововведение встретило именно у мам и пап. Если с детьми работать было легко и приятно, то родители, видимо, в детстве намучившись со старой школьной формой, поначалу были яростно против. И только когда почувствовали «вкус» хорошо сшитого костюма, поняли, как он дисциплинирует и меняет детей, — сменили гнев на милость.

Это был переломный момент в маленьком семейном бизнесе. И после первой победы клиенты сами стали их находить. Сегодня они уже шьют изготовленные по собственным лекалам и эскизам комплекты школьных форм для девяти учебных заведений. Общее число детей, которых они оденут к началу учебного года, составит около пятисот.

Причем в этом году брату и сестре удалось осуществить прорыв даже на тюменский Север. Кстати, по наблюдениям Марины Земляковой, северяне более трепетно относятся к такой атрибутике школьной жизни, как форма. Специально для гимназии N 42 города Нижневартовска они разработали комплекты кадетских кителей — парадных, белого цвета, и зеленых повседневных. В Тюмени же одевать кадетов, как мальчиков, так и девочек, по-прежнему предпочитают в бесформенные пятнистые куртки…

Оглядываясь на пройденный путь, на те трудности, победы и поражения, которые это малое предприятие имело за два года, я готова согласиться со словами Наполеона: «Благодаря мундиру, я выиграл эти сражения»…

Впрочем, считают Павел и Марина, у них все сражения и победы еще впереди. Главная их мечта — создать серьезное, масштабное предприятие, которое позволило бы реализовать свои способности и умения. Хочется им так развернуться, чтобы «душа радовалась». А радуется она, когда есть любимое дело.

***
фото: Марина Землякова; в швейном цехе ателье — Евгения Федосенко

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта