Пока летают самолеты…
Каждый из нас хоть раз в жизни пользовался услугами авиации. Но мало кто знает, что коммутационная аппаратура и электродвигатели малой мощности для самолетов производятся на Тюменском электромеханическом заводе.
«Выжили в перестройку, переживем и кризис!»
ТЭМЗ строился с большим запасом прочности. По сути, он может существовать автономно — собственные мини-котельная, тепломагистраль, артезианские скважины, водоводы…
В конце восьмидесятых был достигнут пик роста производства. Зато 90-е годы здесь вспоминают с содроганием — тогда с большим трудом удалось удержать предприятие «на плаву». Заказы на «оборонку» практически прекратились, и пришлось освоить производство товаров народного потребления — реле для бытовых холодильников, электроподогревателей для автомобилей, оборудования для газовых котельных…
Нынешний экономический кризис тоже не обошел предприятие стороной — многие партнеры не в состоянии выкупить готовые заказы, и завод несет убытки.
Лет двадцать назад, работая в три смены, ТЭМЗ выпускал в месяц по 100 тысяч реле и десятки тысяч двигателей малой мощности. Сегодня он работает только четыре дня в неделю, и продукции выпускает значительно меньше.
… Первым цехом, с которым нас познакомили, был механический. Всего их четыре — есть еще энерго-механический, сборочный и испытательный. Механический поразил масштабами — около тысячи квадратных метров, на которых множество различных станков — фрезерные, токарные автоматы, прессы. Большинство простаивает. Но ощущения заброшенности и забытости почему-то не возникает. Может, потому что, несмотря на внешний вид цеха, почти не изменившийся с 60-х годов, здесь по-прежнему жесткая дисциплина, а коллектив сохранил основной костяк?
Сами станки, по словам заместителя генерального директора завода Владимира Кураева, находятся в рабочем состоянии и готовы в любой момент приступить к выпуску изделий. Это так называемый резерв на то время, когда авиастроение вновь «расправит крылья».
В прошлом году механический цех доукомплектовали двумя современными станками с числовым программным управлением. Они заменили труд квалифицированных фрезеровщиков и токарей, которых сегодня, как известно, днем с огнем не сыщешь. На этой современной технике работают молодые парни — вчерашние выпускники Тюменского нефтегазового университета.
Правда, по признанию операторов Виталия Попова и Константина Винникова, знаний, полученных в вузе, для работы на таком оборудовании оказалось недостаточно — пришлось пройти полугодичные курсы. Зато теперь за считанные минуты можно перенастроить эти станки и обрабатывать десятки наименований деталей. Правда, в зависимости от сложности изделия, на изготовление некоторых уходят часы. Но это значительно быстрее и эффективнее, чем если бы то же самое делал рабочий-фрезеровщик на обычном станке.
Спецподразделение качества
В испытательный цех поступают из сборочного цеха электродвигатели и контакторы (детали для авиастроения). Здесь они проходят испытания на стендах, изготовленных самими сотрудниками по чертежам инженеров завода. Изделия проверяются всеми видами воздействия, которым подвергается самолет: при низкой температуре, в полном вакууме, при тряске на сверхчастотах.
Самыми сложными и уникальными изделиями завода можно считать реле в герметичном исполнении. Они могут использоваться как при высоких, так и при низких температурах, так как заполнены сухим воздухом с «точкой росы» минус 60° по Цельсию.
Подобные изделия — утверждают на заводе, — больше никто не производит в России и в ближнем зарубежье. ТЭМЗ в этом плане -монополист.
Качеству уделяется самое серьезное внимание. Помимо собственного бюро ОТК в каждом цехе ведут контроль качества представители заказчиков, и каждая деталь проходит двойную проверку.
В ОТК работают самые опытные сотрудники, стаж многих на этом заводе перевалил за 40 лет. К примеру, Надежда Ковалевич до перестройки работала начальником контрольно-испытательной станции, а в период конверсии «оборонки» осталась здесь контролером ОТК.
Будущее будет!
— В июле нашему предприятию исполняется 50 лет, — говорит Владимир Кураев. — Мы уверенно смотрим в будущее. За свою историю завод не раз доказывал способность решать задачи любой сложности, постоянную готовность к развитию и модернизации. Благодаря грамотному руководству удалось сохранить основных заказчиков и партнеров. Крупными заказчиками на протяжении многих лет являются ульяновский «Авиастар», Иркутский авиационный завод, Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля и другие. Ежегодно наши изделия приобретают авиакомпании «ЮТэйр», «Ямал», «Аэрофлот», «Сибирь»… Осваиваем выпуск новых видов гражданской продукции, запускаем новое оборудование. Пока жива российская авиация, наши основные изделия будут востребованы!
***
фото: Владимир Басканов;уникальное реле в герметичном исполнении для авиации;ведущий сборщик электродвигателей Виталий Попов — оператор станков с числовым программным управлением.