Три ранения и большая любовь
Она, слоено тяжелая капля дождя, переливается в желтом свете бра. Он крутит ее в руках и уверенно ставит на стол. Здесь, между черно-белыми фотографиями военных лет, она выглядит чужестранкой.
— Эту вражескую пулю мне отдал хирург после того, как меня прооперировал. Сказал: «Вот тебе, на память. Хорошо, что обошлось…» — рассказывает Кузьма Петрович Зоммер, ветеран Великой Отечественной войны, обладатель ордена Славы третьей степени и двух медалей «За отвагу».
В армию Зоммера призвали 19 октября 1942 года, в Горовецкие лагеря. И уже с 1943-го он воевал на втором Прибалтийском фронте в составе 43-й гвардейской латышской дивизии, в полковой разведке 123-го гвардейского стрелкового полка.
День Победы Кузьма Петрович встретил в рижском госпитале в Риге, а в ноябре 1945-го демобилизовался. Сразу же вернулся домой в Абатский район, где его ждали мать с младшими братом и сестрой. Стал работать в совхозе «Партизан» помощником бухгалтера.
Здесь же и встретил свою первую и единственную любовь -Таисию Ксенофонтовну. А в 1957 году они приехали в Тюмень.
С тех пор прошло много лет, но и сегодня Таисия Ксенофонтовна и Кузьма Петрович друг в дружке души не чают. Он много рассказывал ей о войне, а она о том, что если бы в 45-м не наступил День Победы, то и юной Таи-сии — выпускнице медицинского института — пришлось бы идти на фронт.
… А пока мы рассматриваем увесистую пулю, супруга достает фронтовые награды. Кузьма Петрович, отмахиваясь, говорит: «Ну зачем? Зачем ты их несешь. Эка невидаль…» Но Таисия Ксено-фонтовна уверена — страна должна знать своих героев, а Зоммер — один из них. Он трижды был ранен. «Вся жизнь в эти минуты будто пролетала передо мной», — говорит ветеран. Но каждое ранение только усиливало жажду жизни.
И сейчас, будучи любимым мужем, дедом и прадедом, Кузьма Петрович смеется, рассказывая какие-то случаи военных лет, но вдруг становится серьезным и подчеркивает: «Тогда нам было не до смеху…»
«Язык» с ценной информацией
Он не любит современные фильмы о войне. Считает, что все в них как-то не по-настоящему, наигранно. Но видеомагнитофон у него есть, и кассеты со старыми фильмами — тоже. Их-то Зоммер и смотрит, и вспоминает, как в разведку ходил, как с немцами в рукопашной сражался…
— Кузьма Петрович, а как вы в разведку ходили?
— А это смотря какое задание было. Например, «языка» взять… Прежде чем идти на такое задание, надо было несколько дней, а то и больше, изучать поведение врага, место, где он базируется. Наблюдали мы за немцами через стереотрубу. Смотрели, на месте ли их часовой, когда меняется… Потом выбирали день и делали вылазку. Шли не вдвоем, не втроем. Были у нас группа нападения, группа захвата. И даже группа защиты — эти ребята прикрывали нас, если приходилось отступать. А когда брали фашиста в плен -старались прихватить того, кто поважнее, с документами, картой… Потом в наш штаб транспортировали. Вот и все…
Первое ранение и медаль
Кузьма Петрович говорит, что первое ранение получил в январе 1944 года. Тогда в Великих Луках отправились на очередное задание.
— В то время я еще не был в разведке. Служил во взводе автоматчиков. Получили мы задание: выдвинуться на передний край в сторону рощицы одной, к железнодорожной станции, — там немцы притаились. А мы только после военной подготовки были и бежали к станции, как ученики, с криками: «А ну, соблюдай дистанцию!» Так, как на занятиях учили. Потом ринулись в атаку. Впереди нас — командир взвода. Подошли к немцам близко. Они гостей-то заметили и застрочили из пулемета. Мы легли на землю. Затаились под высоким склоном. Вдруг я вспомнил, что у меня с собой граната. Приподнялся немного и кинул в фашистов. Ведь одной Ф-1 было достаточно, чтобы этих пулеметчиков убрать! Очереди прекратились, мы пошли в атаку. Тут же враг открыл минометный огонь. Здесь-то мне обе ноги и перебило. Пришлось ползти, пока санитары не подоспели…
— А потом тебя медалью наградили, — добавляет Таисия Ксенофонтовна.
— За уничтожение пулеметной точки, — уточняет Кузьма Петрович. — Медаль «За отвагу». Вот она… Потом были и второе, и третье ранение. Оба напоминают о себе по сей день. Одно -пулей, что вы видели. Другое -осколками, они в груди остались. Хирург сказал, что удалять эти осколки опасно, поэтому оставил, как есть.
После войны
Кузьма Петрович и Таисия Ксенофонтовна часто ездили после войны в Ригу. Там остались друзья, сослуживцы. Одним из них был Ян Розе, полный кавалер ордена Славы. Вместе служили в разведке. В книге писателя Гунара Курпека «Диалоги неубитых солдат» они оба упомянуты, Розе и Зоммер.
Кузьма Петрович показал нам эту книгу. Курпек рассказывает об одной из военных операций, о том, как Ян Янович, Кузьма Петрович и Владимир Ситорук сражались с немцами. Автор спрашивает у Розе: «А что стало после этой операции с вашими напарниками?» Тот отвечает: «Оба они — Кузьма Зоммер и Володя Ситорук здравствуют и поныне. Первый, кажется, нефтяник, работает в Тюменской области. А Володя Ситорук живет и трудится под Москвой. Мы с ними переписываемся, иногда встречаемся…»
Кузьма Петрович показал и много старых латышских газет, где разные авторы пишут о войне. Где также встречаются уже знакомые нам имена — Розе, Зоммер…
Таисия Ксенофонтовна достает из ящика старые снимки.
— Вот наши друзья-латыши… Вот молодые солдаты. А вот и Кузьма Петрович молодой, — говорит она.
Кузьма Петрович тоже смотрит на фотографии, улыбается. А Таисия Ксенофонтовна, протягивая нам фотографию мужа, радостно заключает: «Война закончилась. А я вот какого красивого юношу завоевала!»
Смеемся. И правда, любая бы позавидовала такой удаче. Что ж, мы очень рады за Таисию Ксенофонтовну и Кузьму Петровича, которые лишний раз доказали, что любовь остается вечной.
***
фото: Кузьма Зоммер рассказывает о том, как ходил в разведку;та самая пуля;«Вот такой наш Кузьма Петрович – молодой»;фронтовые разведчики.