Главное, чтобы музыканты не работали дворниками
Своего симфонического оркестра у Тюмени пока не будет.
Сколько бы мы об этом ни сожалели и ни говорили, что остались практически единственным крупным городом, в котором нет оркестра, ответ властей пока отрицательный.
— Идея симфонического оркестра отложена в долгий ящик, -рассказал на пресс-конференции, которая состоялась в четверг, директор филармонии Михаил Бирман. — А у меня скопилось более 300 резюме музыкантов, которые бы могли войти в его состав. Своих ресурсов, чтобы собрать оркестр, у Тюмени нет. Но исполнители из других городов готовы приехать к нам на работу.
На вопросы журналистов о сумме, которая потребуется на содержание оркестра, Бирман назвал приблизительную цифру -чуть более 100 миллионов рублей. И добавил:
— Пока у области есть деньги на строительство. Например, новое здание у драматического театра все же появилось. А вот непосредственно на поддержание творческой деятельности коллективов — нет. Но, надеюсь, что и до этого дело дойдет.
Между тем, создание симфонического оркестра — это еще полдела. Нужно такую роскошь и достойно содержать.
— Многие симфонические оркестры России влачат жалкое существование, — рассказывает Михаил Михайлович. — В городе Петрозаводске музыканты такого оркестра вынуждены подрабатывать разнорабочими. Дворниками, например… Вот этого я не хочу допустить.
О положении симфонических оркестров, как и вообще о состоянии филармоний разных российских городов, Михаил Бирман знает не понаслышке. Несколько лет подряд он возглавляет совет Союза концертных организаций России, куда входят 65 организаций из 48 регионов страны. На днях он как раз вернулся с очередного съезда, где обсуждались трудности концертной деятельности и работы музыкальных коллективов.
— Филармонии неодинаковы: разные люди, методы работы, заработки. Некоторые черпают деньги только из бюджета, не зарабатывая самостоятельно. Как следствие, не развиваются, остаются на уровне постсоветского периода. Мы, то есть Союз, стараемся помогать.
Помогают по-разному. Убедили власти Кировской области передать филармонии этого города муниципальный симфонический оркестр. Теперь оркестр «устроен» и может зарабатывать, да и филармония может выйти на новый уровень.
Кроме того, Союз занимается и просветительской работой.
— Несколько раз проводили форумы «Музыкальная Россия», -рассказывает Михаил Михайлович.
— Приглашали директоров крупных зарубежных концертных залов, представляли наши филармонии. Каждая оборудовала свой рекламный стенд. Поймите, ни один вуз не выпускает директоров!
Журналисты задали закономерный вопрос о том, что председательство в совете Бирмана дает нашей филармонии и нам, слушателям.
— Вариться в собственном соку, не знать, что происходит в музыкальной жизни страны, а значит, не знать места своей филармонии в этой жизни — неправильно, — считает директор. — После таких съездов я четко вижу, к чему нам нужно стремиться.
Тюменская филармония, как выяснилось, занимает одно из первых мест в условном рейтинге российских концертных залов. Рейтинг определяется количеством проданных за сезон билетов и суммой заработанных денег.
— Больше нашего концертного зала зарабатывает, например, зал Чайковского в Москве. Ну, и другие залы таких же размеров и степени известности. То есть столичные. Мы примерно на четвертом месте в стране, уступая Москве, Санкт-Петербургу и Екатеринбургу. Открою секрет: деньги, поступающие в нашу филармонию из бюджета, составляют лишь 24 процента от всего денежного оборота. Во многих других провинциальных городах бюджетных денег — 80 процентов.
Успех Тюменской филармонии Михаил Бирман объясняет тесной работой со зрителями. Только одна филармония в России трудится по такому же принципу, поддерживая постоянную связь с горожанами, — в Екатеринбурге. Там союз друзей филармонии насчитывает около 22 тысяч человек, в Тюмени -пока чуть больше восьми тысяч.