Есть острог,будут и богатыри!
Побывать в городе прошлого, вернуться на три века назад теперь можно всего за 80 километров от Тюмени.
В субботу в Ялуторовске открылся воссозданный по чертежам и картам настоящий городской острог XVII века. Его построили на том месте, где археологи нашли полуразрушенные остатки древнего становища.
Конечно, по площади острог оказался несколько меньше, чем когда-то в реальности было «ядро» старого города. Но в остальном здесь все максимально приближено к реальной жизни пашенных крестьян-переселенцев, которые 350 лет назад по призыву воеводы Федора Веригина снялись с насиженных мест в Центральной России и в поисках лучшей доли и свободных земель поехали в далекую и неизвестную Сибирь. Сколько из них не доехало, сколько замерзло, погибло в пути от голода и болезней — никто точно не знает.
Но те, которые добрались, обосновались здесь основательно. Тем, кто работы не боялся, и земель пашенных, и лугов заливных хватило, хотя жизнь оказалась не такой легкой, как им обещали. Все созданное своими руками приходилось защищать от постоянных набегов чужеземцев. Город должен был стать крепостью, чтобы выстоять. На ялуторовских землях такой природной защиты, как высокие обрывистые берега Туры или Тобола, не было, поэтому лучшим «оберегом» стали окруженные частокольным забором и глубокими рвами остроги.
Проникнуть в укрепленную деревянную крепость было нелегко. Единственный вход и проезд располагался внутри главной сторожевой башни, а на пути к нему непреодолимой преградой лежал шестиметровый ров. Мостик опускался только для своих. Для защиты от врагов по периметру крепостной стены размещались еще три сторожевые башни… Именно такой острог и воссоздали ялуторовские архитекторы по документам, найденным в архивах.
В отличие от недавно открытой под Тобольском Абалакской крепости, где все строения собраны из грубо обработанного светлого кедра и кажется, что в воздухе все еще витает запах свежей древесины, деревянные башни ялуторовского острога выполнены по принципиально иной технике. Здесь каждая деревянная деталь идеально отшлифована и покрыта темной пропиткой, поэтому строения визуально выглядят величественнее и старше.
Но чтобы сделать монументальную историю максимально простой и доступной, создатели ялуторовского комплекса спроектировали открытые всем взорам ремесленные мастерские. Причем действующие не только напоказ. Каждая мастерская — кузнечная, гончарная, столярная, ковроткачества и по изготовлению изделий из бересты — оснащена не только уникальной старинной утварью (или ее имитацией), но и вполне реальной современной техникой и оборудованием. В столярной установлены, например, компактные токарный, фрезерный, пилильный и строгальный станки. В гончарной — шкафы для обжига и вакуумной сушки. Кстати, глину для изготовления керамической посуды применяют тюменскую, ее добывают в карьере недалеко от поселка Винзили.
Тюменские корни хорошо прослеживались и в другом ярком действе, сопровождавшем открытие острога. Организаторы праздника решили реконструировать не только повседневный быт горожан, но и связанную с ним военную историю. Для этого на площади возле крепости провели «Острожные ристалища», в которых приняли участие семь клубов исторической реконструкции, два — из Ялуторовска и Заводоуковска, и пять — из Тюмени: «Мегион», «Уш-куйная дружина», «Фьорд-72», «Крепость» и «Воин». Их всех объединяет любовь к воинским доспехам, оружию и честной богатырской схватке.
Чтобы достичь в костюме воина исторической достоверности, ребята готовы корпеть над монографиями историков, ездить на кожевенные фабрики и в мастерские по обработке металла и кожи за сотни, а иногда и тысячи километров, например, в Крым. И ежедневно по несколько часов тренироваться. Они так и говорят: «Одной романтики для того, чтобы стать настоящим «реконструктором», мало. В это дело надо вкладывать немало времени и сил». Кстати, зачастую сил физических. Ведь полное снаряжение воина тянет килограммов на 30. А сила удара мечом по шлему достигает 900 килограммов на квадратный сантиметр. Так что сказки о том, что богатыри одним кулаком вбивали противника в землю, имеют под собой определенную почву.
Устоять на ногах в таких ристалищах помогают только грамотная защита, строгое соблюдение правил (например, после пяти полученных хитов-ударов воин считается убитым) и, конечно, отработанная веками обтекаемая форма рыцарских доспехов. И все-таки, считает Александр Китаев, один из руководителей тюменского реконструкторского движения, как и в настоящем бою, каждый воин отвечает за себя сам и сам выбирает тактику ведения битвы.
В день открытия острога зрители увидели разные виды боев: и один на один, и стенка на стенку, и игровые ристалища, и почти запредельную «укатайку», где разрешены все типы ударов, за исключением ударов в лицо. А кульминацией «Острожных ристалищ» стал штурм ворот с бревном-тараном (парадные створки для этого заменили на специально сколоченный дощатый забор).
Непростое это оказалось дело! Под дождем стрел из смотрового окна главной башни (наконечники для безопасности были заглушены мягкими гуманизаторами) дюжине богатырей в разномастных доспехах не сразу удалось пробить даже полуторасантиметровые обрезные доски. Для этого им потребовалось минут десять. Если б штурм происходил на самом деле, многие из них не дожили бы «до рассвета».
Когда ты сам переживаешь все нюансы военной истории, когда можешь прикоснуться к предметам старинного быта, прочувствовать особенности ушедшего уклада жизни — понимаешь, за что боролись наши предки. И история края становится частью твоей личной истории.
***
фото: девушка у колодца — почти как в XVII веке; нажил добро — неси домой; еще одна «историческая» девушка, и хорошо, что без оружия; вверх тормашками (кроссовки выдают принадлежность к XXI веку); никто не хотел «умирать»; острог без козы — не острог