X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

У воды хорошая память

Вчера завершилось XIX всероссийское совещание по подземным водам Сибири и Дальнего Востока. В третий раз площадкой для научных докладов стал институт геологии нефти и газа ТГНГУ.

О том, насколько актуальна проблема дефицита чистой воды на нашей планете, можно судить по тому, что в совещании приняли участие ведущие ученые-гидрологи, геологи-минералоги из двадцати городов России и ближнего зарубежья. По мнению заслуженного геолога России, кандидата геолого-минералогических наук, члена-корреспондента Международной академии минеральных ресурсов Юрия Блохина, на этом совещании были затронуты проблемы, касающиеся не только разработки подземных вод, но и утилизации токсичных жидких отходов, и бережного отношения к имеющимся водным ресурсам.

ЗАПАСЫ ПРEСНОЙ ВОДЫ ОГРАНИЧEНЫ

Как считает Юрий Блохин, подземные воды — самое ценное из полезных ископаемых. Их ресурсы ограничены. И лет через двадцать человечество начнет ощущать настоящую жажду. Уже сейчас 40 стран мира продают воду на экспорт. Вскоре, предполагается, Россия присоединится к их числу.

Как известно, человек почти на 70% состоит из воды. И то, что мы пьем, даже важнее того, что едим. А пьем мы, в лучшем случае, воду, очищенную много раз, отравленную хлором, с нарушенной кристаллической решеткой.

Помните пословицу «не плюй в колодец — пригодится воды напиться»? По мнению Блохина, в ней заключен еще один смысл: природная вода имеет… память. Причем «запоминает» абсолютно все. Однажды загрязненная, она, невзирая на очистку от примесей, продолжает нести в себе негативную информацию.

— Кристаллическая решетка подземной воды отлична от той, что в поверхностных водоемах. Она имеет бактерии, без которых человеческий организм не может нормально функционировать, — говорит Юрий Блохин. — Недаром наши предки брали воду не из рек, а из колодцев. Хотя в то время речная вода была куда чище нынешней.

Участники конференции сходятся во мнении, что высокая заболеваемость и смертность населения России, что наблюдается на протяжении нескольких десятков лет, не в последнюю очередь связана с состоянием потребляемой нами воды.

— Половина Тюмени снабжается водой из Туры, — говорит председатель оргкомитета совещания, заведующий кафедрой «Гидрогеологические и инженерно-геологические изыскания» ТГНГУ, доктор геолого-минералогических наук, профессор Владимир Матусевич. — На ее очистку уходят миллиарды рублей. Это золотая вода. При этом в наши домашние краны она поступает не того качества, с каким подается с очистных сооружений. Коммуникации — старые и проржавевшие, по пути к нашим кранам в воду попадают грязь, бактерии, яйца глистов.

Тюменские ученые считают, что в окрестностях города достаточно месторождений подземных вод, которые необходимо вводить в эксплуатацию и рачительно использовать.

— Серьезно о дефиците чистой воды начали говорить во второй половине XX века, — сообщил заведующий лабораторией гидрогеологии Института земной коры Сибирского отделения РАН Сергей Алексеев. — Это проблема мирового масштаба. Отбор подземных вод приобретает угрожающие масштабы. При этом ведется он хищническими методами.

На совещании говорилось, что после того, как государство ослабило контроль за водными ресурсами, а эксплуатацию части из них передало в частные руки, ситуация значительно ухудшилась. Большой вред наносит неправильное захоронение предприятиями токсичных отходов. Существуют водные горизонты, которые могут являться надежным кладбищем для таких отходов, но если ошибиться в расчетах при бурении скважины, то можно попасть в горизонт с питьевой водой. И в последние годы это происходит нередко. А отравленные месторождения уже никогда не смогут никого напоить.

В докладах ученых говорилось и о неэффективном использовании водных ресурсов. Питьевая и техническая должна подаваться из разных водопроводов. Нерачительно очищенной питьевой водой поливать газоны или сливать ее в туалетах.

По статистике «Водоканала», в среднем один житель Тюмени потребляет 200 литров воды в сутки. Реальная же потребность в пресной воде на человека не более 30 литров — почти в семь раз меньше!

Eще в советские годы учеными-гидрологами была проведена разведка запасов пресной воды, у населенных пунктов пробурены артезианские скважины, вокруг которых оборудованы санитарные зоны — так называемые участки локализации подземных вод. Используются лишь 40% из них. Остальные остаются невостребованными, и многие уже потеряли свою эффективность, так как находятся в запущенном состоянии.

В окрестностях Тюмени также есть подобные участки. Самый известный — Велижанский водозабор. И хотя местные подземные воды не самого высокого качества, содержат много железа и магния, все же на их очистку требуется гораздо меньше затрат, чем на очистку речной воды.

ВОДА, ЖИВАЯ И МEРТВАЯ

Волнует гидрологов-минералогов и проблема монополизации водных ресурсов.

— Компании по производству бутилированной воды заявляют, что могут сделать питьевую воду из любой лужи. Мол, не существует никакой проблемы, — говорит академик Международной академии наук экологии и безопасности человеческой жизнедеятельности Аркадий Гаев. — Но это чушь! То, что мы покупаем в бутылках, по сути, мертвая вода. Она искусственно создана из дистиллированной, с добавлением различных минералов. Eю можно напиться, но она не даст организму необходимого питания. Просто компании заинтересованы продавать воду, а значит, эта тема будет лоббироваться и дальше.

Перспектива получать живительную влагу исключительно за деньги — пугающая. Хотя, если подумать и посчитать, сколько уже сейчас каждый из нас тратит на воду — не только питьевую, но и в кранах, отопительных системах — получится солидная статья расходов.

Вода должна быть доступна всем, говорит Гаев, не только богатым, но и малообеспеченным людям. А гарантировать это может только государство. И, несмотря на экономический кризис, оно должно обратить серьезное внимание на эту проблему.

***
фото: питьевой водой поливаем цветы…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта