X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Аварийные комиссары вне закона?

Вступившие в силу 1 марта поправки к закону об ОСАГО, допускающие прямое урегулирование убытков при дорожно-транспортных происшествиях, могли бы избавить водителей и сотрудников ГИБДД от лишних встреч.

По новым правилам роль третейского судьи при незначительных авариях возлагается на аварийных комиссаров. Такая практика давно и успешно работает во многих странах. Но у нас закон вызвал обратный эффект: ряд страховых компаний в этом году уже отказались от услуг аварийных комиссаров.

Прояснить ситуацию я попросила генерального директора ОАО «Тюменская ассоциация независимых аварийных комиссаров» Михаила Хиврича.

— Михаил Дмитриевич, почему, на ваш взгляд, схема прямого урегулирования при ДТП не приживается в нашей стране?

Для начала хочу напомнить, что подразумевает под собой прямое урегулирование убытков. В соответствии с новым законом, если в аварии не пострадали люди, а автомобилям нанесен незначительный ущерб, на устранение которого понадобится не более 25 тысяч рублей, можно обойтись без вызова инспекторов ГИБДД. То есть водителям достаточно оповестить о ДТП свои страховые компании. Они с помощью аварийных комиссаров оценят причиненный автомобилям ущерб и назначат суммы страховых выплат.

Мы ждали, что новый закон увеличит нагрузку на аварийных комиссаров. И были к этому готовы — пополнили штаты. Но… не случилось. Страховые компании объясняют решение отказаться от услуг аварийных комиссаров экономией в период кризиса.

Думаю, это не единственная причина. Сам по себе новый закон — очень «сырой». Чтобы по нему смогли работать страховщики, необходимо было сначала подготовить информационную базу по повреждениям автомобилей в ДТП. Мы предлагали это сделать еще два года назад. Но в Российском союзе автостраховщиков ответили, что считают это нецелесообразным. А не имея такой информационной базы, страховые компании будут беззащитны перед мошенниками.

Объясните, почему?

Ну, допустим, мы с вами друзья, у нас есть автомобили, которые застрахованы сразу в нескольких компаниях. Мы инсценируем аварию, предъявляем документы на выплату страховок по всем адресам и получаем деньги со всех. Компании между собой не обмениваются информацией, они конкуренты. И общей базы, где бы фиксировались повреждения, причиненные автомобилям при ДТП, не существует. Это только один пример, придуманный мною навскидку. Но есть люди, которые живут мошенничеством, поверьте, у них продуманы куда более интересные схемы. Страховщики это прекрасно понимают и делают все, чтобы затормозить действие закона.

Отсутствие информационной базы по повреждениям вы считаете единственной причиной пробуксовки закона? Или есть и другие?

Чтобы получить страховку по прямому урегулированию, необходимо соблюсти 28 пунктов требований. Я их не помню наизусть. Простой водитель тем более не запомнит! А для страховой компании это повод отказать вам в выплате страховки. И если на месте происшествия не было сотрудника ГИБДД, у которого зафиксированы в протоколе все обстоятельства и нюансы происшествия, вам потом уже никогда ничего доказать не удастся. Поэтому я советую в любом случае вызывать на место аварии инспектора ГИБДД. Так надежнее.

Зачем тогда нужен аварийный комиссар?

Это подстраховка, психологическая поддержка. Наконец, третье лицо, которого часто недостает для выяснения обстоятельств происшествия. К тому же, аварийный комиссар производит панорамную фотосъемку места происшествия, что помогает более наглядно передать картину события, чем схема, которую рисует инспектор. Он же подскажет водителю, особенно неопытному, как правильно заполнить заявление в страховую компанию.

Если у страховой компании нет аварийных комиссаров, а водитель хочет вызвать его на место ДТП, что ему нужно для этого сделать?

Можно приобрести у нас годовой сертификат стоимостью 250 рублей. Он гарантирует вам обслуживание в течение 12 месяцев вне зависимости от того, сколько раз вам потребуется комиссар. Можно обойтись и без сертификата, а вызвать комиссара только в случае ДТП. Разовый вызов стоит 500 рублей. Но хочу предупредить, что в этом случае, возможно, придется долго ждать — приоритет мы отдаем постоянным клиентам.

Почему страховые компании отказываются от услуг аварийных комиссаров? Разве автостраховка не гарантирует его выезд на место ДТП?

Не забывайте, что по ОСАГО вы страхуете не себя и не свой автомобиль, а свою гражданскую ответственность: напрямую сводите потерпевшего с вашей страховой компанией. Когда до принятия закона меня спрашивали, в какой компании застраховаться по ОСАГО, я говорил — в какой угодно. Не вам в дальнейшем предстоит иметь с нею дело. У нас за последний год в Тюмени позакрывалось порядка 10 представительств различных страховых компаний. Сейчас люди бегают, ищут их и не находят. Соответственно, обращаются в Российский союз автостраховщиков. А у нас в Тюмени нет представительства РСА, нужно ехать в Екатеринбург. Представляю штат союза страховщиков, который пытается сейчас все это «разрулить»!

—А кто они, аварийные комиссары?

У нас в ассоциации работают в основном бывшие сотрудники ГИБДД. Они прекрасно знают все правила, требования, законодательные нормы. Их не нужно учить, как составлять протоколы и грамотно разговаривать с людьми. Дежурство осуществляется круглосуточно — задействуются четыре автомобиля и два экипажа на мотоциклах — чтобы летом не стоять в пробках.

Обратила внимание, на слово «независимых» в названии ассоциации. Мне казалось, что аварийные комиссары работают на страховые компании?

Так и есть. Если комиссар принадлежит одной страховой компании. А нам оплачивают работу, как я уже говорил, 27 компаний. Поэтому бессмысленно на кого-то «тянуть одеяло». В нашу задачу не входит найти виноватого в происшествии, для этого есть ГИБДД. Стараемся на месте ДТП не рассказывать людям, кто из них виноват или прав. Но их права и обязанности -объясняем.

Сырой закон или нет, но он вступил в силу. Какой вам видится его дальнейшая судьба?

Если говорить о дальнейшей судьбе ОСАГО — тогда, пожалуй, можно считать, что кризис пришел вовремя. Мелкие страховые компании сейчас отомрут сами собой, произойдет укрупнение, останутся нормальные конкурентоспособные страховые фирмы. Они будут бороться за клиента, как это происходит сейчас в случае с КАСКО. Тогда можно будет говорить и о прямом урегулировании.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта