Наталья Перминова
Лорд — русский спаниель. Цезарь — немецкая овчарка. И курцхаар Вест. Все покоятся в лесу недалеко от ТЭЦ-2.
Здесь и три мраморных памятника установлены. Однако формально незаконное захоронение может вызвать очередной конфликт.
Одни считают (и они вообще-то правы), что нельзя хоронить собак или кошек вблизи от места жительства людей, «ведь неизвестно, как и от какой болезни умерло животное». Другие, ответственные за содержание лесов, тоже справедливо возмутятся. А любители животных уверены, — и готовы доказывать это с пеной у рта, что собака — это член семьи и заслуживает достойного погребения.
Такой спор может продолжаться вечно.
— Надо выделить одно отдельное место под захоронение животных, — считает Александр Сеитков, директор муниципального учреждения «Некрополь». — Однажды я обращался с подобной просьбой к нашим экологам, но мне сказали, что таких мест нет. У нас уже есть одно кладбище -недалеко от Червишевского, но оно несанкционированное, и если вдруг пойдет речь о его ликвидации, кладбище снесут, несмотря на все могилы и памятники…
Александр Анатольевич говорит, что место под кладбище для животных необходимо, но перед захоронением питомца лучше кремировать, с целью экономии места на этом кладбище. В ряде европейских стран такое практикуют. Но не стоит забывать, что не каждый человек согласится кремировать своего любимца.
Захоронения в лесу у ТЭЦ-2 -пожалуй, очередной «крик души» о том, что кладбище домашних животных должно быть, хотя бы потому, что животные не могут жить вечно, и хоронить их все-таки надо. Но Александр Анатольевич говорит, что через пару лет может возникнуть проблема и с человеческими захоронениями. Ведь, скажем, на кладбище Червишевское-2 «места скоро тоже не будет». Поэтому в первую очередь надо думать о том, как позаботиться о людях, ушедших из жизни.
— Во всех цивилизованных странах есть кладбища домашних животных. И это нормально, -считает Альберт Фахрутдинов, председатель коллегии экологов. — В конце концов, если уж у города нет средств, чтобы оно появилось и у нас, пусть с инициативой выступят клубы любителей животных, частные лица. Соберут пожертвования и совместными усилиями с городом устроят нормальное, санкционированное кладбище. Ведь люди хоронят в лесу своих собак не потому, что им так хочется, а потому что нет никакой альтернативы. Где еще хоронить?
Альберт Кабирович говорит, что если уж и отвергать все несанкционированные захоронения, то надо предлагать взамен этому какие-то идеи. Фахрутдинов не исключает, что это может быть кремация. Но тогда понадобится крематорий.
— Впрочем, на решение всех вопросов, касающихся кладбища или крематория, видимо, уйдет еще много времени. Ведь мы с человеческими нуждами порой разобраться не можем. У кого-то все еще нет канализации, у других -тепла. Вот и расставляйте приоритеты. Что сначала — кладбище для животных или канализация для людей? Наш город все еще полублагоустроен, несмотря на то, что на дворе XXI-й век. А ведь, в идеале, внимание надо уделять всем — и людям, и животным.
***
фото: следы нового кладбища?