X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Охота за тенью-4

Тот, кто ввел когда-то систему засекречивания на десятки лет неприятных для государства сведений, рассчитал точно.

Кому в голову придет разыскивать родных солдат, исчезнувших еще в первой половине XX века? А если и придет, то вряд ли найдет. Нет человека — нет проблемы!

И все же снова и снова колесим по тюменским улицам, сверяясь с нашими карточками. А вдруг кто-то еще живет из помнящих, из тоскующих по родному человеку?

И опять в руке четыре адреса -улица Маяковского, улица Герцена, улица Кирова и улица со странным названием — Исправительная…

Старая Зарека. Улицы почти нетронутые, как в прошлом веке. Дом N 53 по улице Маяковского — обгоревший, отчетливо нежилой. Отсюда ушел на фронт Николай Аланин, 1921 года рождения. В июле 1941 года он попал в плен под Киевом. Молодой был, может, вернулся? Но трофейная карточка не оставляет надежд: Николай в октябре 1943 года бежал из плена, пойман и отправлен в концентрационный лагерь Дахау. Из Дахау был только один выход — через трубу крематория.

На улице Кирова в доме N 26 жил Федор Иванович Попов. Как можно предположить, он оказался в 49-й кавалерийской дивизии. Во время попытки отбить Харьков в мае 1942 года, дивизия оказалась в окружении и была разбита. 26 мая попал в плен и Попов. В доме давно никто не живет: магазинчики, конторки. Спросить некого!

Ах, сколько было надежды на кривоколенную улицу Герцена, особенно там, где она прихотливо, чисто по-деревенски переваливается то влево, то вправо по краю заросшего лога. Мне нужен дом N 13. Иду, радуюсь сохранившимся на фронтонах старым номеркам. Вот и дом N 17, так называемый «жактовский», из темных бревен, двухэтажный, с вычурной отделкой, которая кое-где сохранилась. Дальше, дальше. Но ни пятнадцатого, ни тем более необходимого мне тринадцатого нет. Пустое место, где они стояли, огорожено. На пустыре — одуванчики. Остальное пространство занимают общежития университета.

Где-то здесь жил Григорий Никитович Чихевский со своей женой Зоей. Я догадываюсь, что фамилия должна быть Чижевский, все это фокусы русско-немецко-русского перевода. Воевал Григорий все в

той же 49-й кавдивизии в 69-м полку. Может быть, в том же самом, где и упомянутый выше Федор Попов. Вместе ходили в конном строю на немецкие танки (были такие эпизоды в ходе второй мировой войны). И в плен попал почти день в день — 27 мая 1942 года. А в июле 1943-го бежал из плена.

… В доме N 17 словоохотливая Любовь Васильевна рассказала, что под пятнадцатым и тринадцатым номерами находились точно такие же дома, как и этот. В конце восьмидесятых их снесли. О Чижевских-Чихевских она ничего не слышала.

Прежде чем двинуться дальше, поговорим о скромных наших находках.

В прошлый раз я рассказывал, что в селе Исетском удалось разыскать племянницу пропавшего без вести солдата Степана Минина. Людмила Николаевна Борисова прислала нам фотографию одного из трех погибших на фронте братьев Мининых. Вот Степан. В довоенной

форме, с петлицами рядового.

В заключение я хотел бы напомнить, что авторская группа по подготовке четвертого тома книги «Запрещенные солдаты» разыскивает родственников солдат, призванных на фронт из Тюмени и пропавших без вести на войне.

Вот эти имена:

Аланин Николай Иванович, 1921 г., довоенный адрес: ул. Маяковского, 53.

Владимирцев Георгий Иванович, 1920 г.

Захаров Алексей Иванович, 1921 г, ул. Заозерная, 55.

Лонов Борис Андреевич, 1922 г., ул. Урицкого, 35.

Попов Федор Иванович, 1904 г., ул. Кирова, 26.

Чижевский (Чихевский) Григорий Никитович, 1908 г., ул. Герцена, 13.

Если вы знаете о них, если хоть что-то слышали, позвоните по телефону 24-78-13 в редакцию газеты «Тюменский курьер».

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта