X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Человек один не может

Разными путями судьба приводит людей туда, где они могут найти поддержку. Не всегда счастливые эти пути. Но в центре временного пребывания на Московском тракте люди, хотя бы на время, обретают то, чего лишились дома.

Да и самого дома многие из них тоже по разным жизненным причинам лишились. Одним просто некуда идти, у них нет ни родных, ни крыши над головой. У других и жилье, и родственники есть, но те не могут обеспечить своим бабушкам и дедушкам постоянный и квалифицированный уход.

Таких стариков, что на полгода или больше находят здесь временный приют, на втором этаже Центра могут разместить до 35 человек. Именно на 35 человек рассчитаны светлые и уютные комнаты социального учреждения. Мягкие кровати, ковры, красивые шторы, в каждой комнате телевизор -каждая деталь призвана смягчить последствия психологической травмы, которую испытал пожилой человек. Даже если в жизни его все сложилось не так плохо. Его не бросили, не обманули, не предали. Просто занятые на работе дети вынуждены были временно перепоручить заботу о нем государству. Пускать в дом сиделку и оставлять беспомощных стариков целый день наедине с посторонним человеком тоже не каждый может себе позволить: и по этическим соображениям, и по финансовым возможностям. А для того, чтобы постаревшая мать или отец чувствовали себя более-менее нормально, им необходим регулярный прием лекарств и постоянный уход. Как ни горько сознавать, что близкий тебе человек — не дома и заботишься о нем не ты, но в некоторых случаях это — единственно возможный вариант. Ведь порой кормилец на всю семью остается один, и он должен зарабатывать, обеспечивая жизнь остальных.

Впрочем, по словам заведующего отделением временного пребывания Павла Ваганова, судьбы находящихся здесь людей чаще всего складываются намного сложнее и горше. Например, 93-летний ветеран Великой Отечественной войны Виктор Тимофеевич когда-то был крупным руководителем в Краснодарском крае, была у него и хорошая квартира, и почет, и уважение, но когда потерял память, своим детям оказался не нужен. Сейчас для него социальные службы собирают документы для оформления в дом-интернат. Его сосед по комнате Геннадий Григорьевич всю жизнь проработал в обкоме комсомола, в советское время трудился на севере, немало зарабатывал, но потом пришла беда -умер брат, бросила жена, потерял жилье и здоровье, никто из бывших сослуживцев и руки не подал. Думал, что на заработанные на севере деньги купит квартиру, а получилось, что все ушло на лекарства. Мотался он, мотался по больницам и обратился сюда, на Московский тракт, 161-а. За многие месяцы мытарств он многое испытал, и может сравнить отношение к старикам в Центре и где-нибудь в железнодорожной больнице. «Здесь, — говорит он, — с нами разговаривают, видят в нас людей. И кормят хорошо. И, вообще, чувствуешь себя, как дома».

Таких и подобной этой историй на памяти Валерия Пахомова, директора Центра по предоставлению социально-бытовых услуг, в состав которого входит отделение временного пребывания, только за последние полтора года ни один десяток. А если учесть, что до этого он был и директором ночлежки, и руководителем центра социальной помощи лицам без определенного места жительства и лицам, освободившимся из учреждений УФСИН, то с людским горем и бедами Пахомов сталкивался не раз. Поэтому насущные потребности людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, он понимает хорошо. Знает и как приободрить их, и успокоить, и, главное, как и чем помочь. Ведь одним сочувствием, как это ни жестко звучит, сыт не будешь. Любое государственное социальное учреждение — это, прежде всего, большое хозяйство. Со всеми его бытовыми нуждами, планами, отчетами, тарифами, госзаданиями… Без железной, почти военной дисциплины здесь, буквально, и каши не сваришь.

Кстати, еще совсем недавно отделение временного пребывания еле-еле сводило концы с концами, в столовой кормили кое-как, а половина коек пустовала. Оказалось, достаточно ввести строгий учет и контроль за расходом продуктов, чтобы сделать меню питательней и разнообразней и при этом не только не повышать, но даже отчасти снизить цены. Во многом это удалось сделать за счет использования внутренних резервов и выручки, полученной от дополнительных услуг. Например, открыли «второй фронт» для кухни Центра. Теперь она готовит пищу не только для отделения временного пребывания, но и для возрожденной общедоступной столовой на первом этаже здания. Обеденный зал хоть и небольшой — мест на 30, но свой доход этот «общепит» приносит. Тем более что «Калинушка» пользуется в микрорайоне популярностью, кормят здесь хорошо и относительно недорого. Особенным спросом у тюменцев пользуется свежая выпечка и пироги с начинкой: рыбной, капустной, фруктовой. Центр свои кулинарные услуги отдельно не рекламирует, но «сарафанное радио» сделало свое дело, и пироги стали печь на заказ. Часто сюда, на Московский тракт, за ними приезжают даже те, кто живет в других районах города. Во-первых, вкусно, а во-вторых, почти в два раза дешевле, чем в кулинариях в центре. Поэтому телефон столовой 30-20-30 редко молчит. И людям хорошо, и поварам Нине Тропиной и Евгению Полякову приятно, что их продукция пришлась по вкусу горожанам.

Но больше всех от дополнительных услуг выигрывают те, кто состоит на обслуживании в Центре. Их в базе данных только по госзаданию свыше 1800 человек, плюс те, кто обслуживается стационарно на дому. Это старики, к которым ежедневно или по мере необходимости приходит на дом социальный работник: квартиру прибрать, за продуктами сходить. Например, согласно расчетам департамента соцзащиты, такая услуга, как покупка продуктов для не льготных категорий населения оценивается в 96 рублей, но фактически для тех, кто обслуживается в Центре, она обходится в 16 раз дешевле.

Одно не перестает удивлять директора. Как мало об оказываемых центром услугах горожане знают. И зачастую, чтобы устроить судьбу оставшихся без попечения стариков, соседи или родственники обращаются куда угодно — в прокуратуру, милицию — но не в социальные службы Центра. А ведь многие вопросы можно было бы решить, получив консультацию диспетчеров Центра по телефону 64-66-63. По крайней мере, к вашей жизненной ситуации здесь никогда не останутся равнодушными.

***
фото: Василий Сергеевич из Тобольска; Виктор Степанов; обед в столовой отделения временного пребывания; внизу -повар Нина Тропина

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта