X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

А свое счастье нашел в Сибири…

Он курит и, задумавшись о чем-то далеком, напевает: «Эх, путь-дорожка фронтовая, не страшна нам бомбежка любая! А помирать нам рановато, есть у нас еще дома дела!»

В это время на плите закипает картошка, и, потушив сигарету, седовласый мужчина в яркой синей рубашке идет убавить огонь.

«Сегодня я картошку варю!» -говорит Владимир Сергеевич. Затем вновь усаживается за стол и зажигает сигарету.

Владимир Майоров родился в Саранске. В 1941 году окончил семь классов. Пошел работать на военную базу оптиком-механиком, ремонтировал оптические прицелы. А в ноябре 1943-го его призвали в армию и зачислили во второй учебный автомобильный полк, который дислоцировался в городе Павловске.

— Потом довелось служить в 36-м автомобильном батальоне 4-й танковой армии на первом Украинском фронте. Водителем был. Я ведь только год за рулем не сижу, а так все на машине! Последняя у меня «волга» была, -говорит Владимир Сергеевич.

В 1944 году Майоров попал на фронт.

— Помню, Львов освободили. После тронулись к Сандомирско-му плацдарму. Там зимовали. И… вшей кормили. Много их развелось! Возьмешь иной раз рубашку, в ведро с бензином окунешь, прополощешь, встряхнешь, и нет вшей. А по-другому никак!

Помню, когда в Берлин входили, новые рубашки надели…

— А как это — «взять Берлин»?

— Да и не знаю! Взяли, и все! 16 апреля мы на Берлин двинулись. С юга заходил первый Украинский фронт. С востока — Белорусский. А третий фронт, маршала Рокоссовского, тогда в Прибалтике воевал. И к нам опаздывал. Так и получилось, что лишь два фронта Берлин брали…

После мы на Прагу пошли. Остановились как-то в горах переночевать, услышали стрельбу. Небо словно засветилось. Так и узнали: кончилась война! Тоже принялись в небо палить.

Владимир Сергеевич до 1949 года служил. Был водителем у доктора медицинских наук, профессора Николаева, возил его на трофейном «опеле». Говорит, что машина была хорошая, почти как наша «победа», только немного побольше.

В 1949-м вернулся домой — в Саранск, где снова работал шофером. Потом устроился на кирпичный завод, вскоре стал начальником цеха. И так до 1959 года.

— И вот однажды мне пришло приглашение из Тюменского обкома партии: «Приезжайте, помогите завод пустить!» Так я стал главным механиком на тюменском кирпичном заводе. И был тому рад. Потому что мне всегда в Сибири работать хотелось, — не то утверждает, не то рассуждает ветеран.

Впрочем, уже в 1963-м Владимир Сергеевич работал главным технологом в «Главтюменьнефтегазстрое». Уверенно пошел вверх по карьерной лестнице, и в 1972 году его назначили директором дирекции строящихся предприятий «Сибкомплектмонтаж». Через пять лет Майоров -заместитель директора по строительству завода «Тюменьгазстроймаш». Быть может, именно военная закалка и постоянный водительский поиск дороги помогли Владимиру Сергеевичу так много и плодотворно работать?

А он тем временем рассказывает о своей сегодняшней жизни, где свободного времени, конечно же, стало больше.

— Читаю книги о войне. Одна из любимых — «Неизвестный Жуков», автор — Валерий Краснов, — Майоров достает толстую книгу в красно-черной обложке и начинает листать. — Здесь и фотографии маршала Жукова есть. На этой — он принимает парад Победы.

— А какой бы современный актер смог хорошо сыграть Жукова?

— Из современных? Не знаю. А вот был актер талантливый — Евгений Матвеев, так он, кажется, даже похож был на Жукова. Жаль, ни разу при жизни его не сыграл.

— Сейчас по Второму каналу идет военный сериал — «1941» называется. Смотрите его?

— Нет. Мне больше старые фильмы нравятся. Да и телевизор я редко смотрю.

— А чем занимаетесь?

— На рыбалку люблю ездить. Однажды щуку большую поймал. Как стол этот, — ветеран меряет руками столешницу. — Привез щуку домой. Вот мы ее с женой — Людмилой Федоровной — и готовили. Когда в Саранске жил, еще на охоту ездил. А однажды на облаве был.

— Не страшно волков ловить?

— А чего там? Было у нас, помню, два егеря. Выйдут на опушку леса и начинают выть, волков приманивая. Молодняк откликается. Егеря определяют примерное место, где волки собрались, и нам сигнализируют. Мы сразу на место выезжаем. По одну сторону стрелки становятся, тут же, недалеко, и флажки ставят. Человека три-четыре в загон идут, чтоб пугнуть волков-то. Шумят, стреляют и гонят на нас. И вот только выскакивает волк — мы стреляем. Бывало, по пять волков сразу убивали. Потом сдавали в охотничье общество, денежку за каждого получали.

— Не жалко волков-то было?

— За каждого тогда по 500 рублей давали. По тем временам -хорошие деньги, — говорит Майоров. И тут раздается звонок в дверь.

В квартиру входит Людмила Федоровна с сумками. Обед почти готов, в кухне витает запах вареной картошки. Сегодня супруги Майоровы будут обедать вдвоем. Но это только сегодня. Обычно за столом собирается куда больше народу.

У Владимира Сергеевича и Людмилы Федоровны пять внуков и три правнука, которые частенько приезжают к ним в гости на улицу Широтную.

***
фото: фото из года далекого — 1947-го;Владимир Майоров сегодня.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта