В ожидании сиртны
Вчера днем в ОГПС N 33 было очень тихо. Не звучала тревожная сирена, пожарные дежурного караула мирно и расслабленно беседовали. Впечатление оказалось обманчивым.
Когда в кабинете радиотелефониста специально для нас нажали на кнопку сирены, сигнал был негромкий (как показалось) и короткий, но уже через секунду в дверном проеме показались пожарные с вопросом на лицах: куда едем?
Мы извинились за причиненное беспокойство. Ведь это для нас был просто звоночек, а для них — сигнал, что чья-то жизнь в опасности…
Сейчас, по словам Юрия Сучкова, начальника отдела госпожнадзора, ситуация стабильная. Пожаров — не больше, чем в прошлые годы. Сигнал тревоги звучит в ОГПС N 33 не чаще двадцати раз в сутки. К тому же помогают мобильные группы на легковых машинах. У них есть ранцевые опрыскиватели, чтобы тушить «неконтролируемые возгорания» травы и тополиного пуха. Так что в ОГПС N 33 считают, что контролируют ситуацию с пожарами в Калининском округе.
А как же сообщения о том, что пожарные переведены на усиленный режим работы?
Юрий Сучков говорит, что нельзя путать пожароопасный период и особый противопожарный режим. О наступлении первого сообщают ежегодно, каждое лето, когда наступает жара и появляется тополиный пух. И сейчас как раз то время, когда нужно быть начеку. А особый противопожарный режим объявляют, если не могут справиться — например, с сильным ветром, разгоняющим огонь в разные стороны.
Согласно действующему федеральному закону, до места происшествия в городе пожарные должны добраться максимум за десять минут. А если огонь охватил строения за городом, то времени на дорогу — не больше двадцати минут.
По сигналу тревоги караул должен собраться, надеть защитную форму, сесть в машины и, несмотря на возможные «пробки», приехать на помощь. А на месте уже действовать по ситуации: согласно объявленной категории сложности пожара и полученным инструкциям.
. Вчерашнее утро выдалось спокойным для дежурного караула отдела государственной противопожарной службы N 33, что на Московском тракте. До 12 часов дня не поступило ни одного вызова, и у пожарных было время, чтобы познакомить нас с внутренним распорядком части.
Наталья Семина, инспектор госпожнадзора по Калининскому округу, рассказывает:
— Наш отдел сотрудничает с ребятами. В общем-то, я не могу помочь им потушить пожар, но могу помочь предотвратить его. Поэтому с руководством и сотрудниками предприятий на территории округа регулярно беседуем, проводим проверки и выдаем предписания. Но если предупредить огонь не удалось, подвела электропроводка или кто-то уснул с сигаретой в постели, — ребята выезжают на тушение.
При нас, к счастью, сигнал настоящей тревоги не звучал. Поэтому пришлось представлять, как собираются в бой с огнем пожарные. Они показали нам комнатку, где после выезда сушится их форма. «Сами посудите, работаем с водой, куртки и брюки плотные. Поэтому сразу после тушения пожарные относят их в сушилку, где довольно жарко», -объяснила Наталья.
Каждое утро начинается со смены караулов. Пожарные проверяют боеготовность оборудования и идут в учебный класс, где их ждут теоретические занятия. Прорабатывают возможные ва-
рианты тушения пожаров, повторяют планы применительно к территории различных предприятий Тюмени. И если бойцы попадают в горящие производственные помещения, то действуют по заранее отрепетированной схеме.
Нам показали гараж, где, готовые к выезду, стоят три красные пожарные машины. Есть и запасные — они подключаются, когда огонь злой, и требуются дополнительные силы. В машину помещается три тонны воды, поэтому максимальная скорость, с которой она может двигаться, — 60 километров в час.
Есть в части и кухня, где пожарные завтракают, обедают и ужинают: дежурство ведь длится ровно сутки, с восьми утра. Однако покушать удается, если нет вызовов. В противном случае, конечно, о еде приходится забыть.
Рядом с кухней — небольшая комната отдыха. Мы садимся в кресла и знакомимся. Начальник караула Дмитрий Васильев рассказывает:
— Чтобы работать на тушениях, нужно быть человеком бесстрашным и психологически подготовленным. Если ты не можешь справиться с собой, то и с огнем вряд ли справишься. К тому же, зачастую приходится приводить в чувство людей, поддавшихся панике.
По словам Дмитрия, иногда погорельцы бросаются на пожарных, пытаются что-то тушить сами, ругаются. Чем очень усложняют и без того непростую задачу: потушить то, что горит, и не дать огню перекинуться на ближайшие строения. Кто-то — правда, редко — впоследствии благодарит пожарных за их работу.
Бойцы третьего караула помнят недавний пожар на Фанерном переулке и называют его одним из самых сложных. Но все эмоции, все сложности остаются на месте пожара: в части и дома ребята стараются не говорить и не думать о плохом.
***
фото: отдых в спокойную минуту;пожарные дежурного караула проверяют готовность машин;Наталья Семина;пока не прозвучал сигнал тревоги, люди и их боевые костюмы существуют отдельно