X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«Нравится видеть сияющие глаза»

Тюменская филармония ушла на каникулы, торжественно завершив 50-й юбилейный концертный сезон.

О том, как она отпраздновала день рождения и о планах на новый сезон, мы говорим с директором Михаилом Бирманом.

— Юбилейный сезон приятно удивил горожан количеством концертов, особенно в первые месяцы года. Тяжело далась такая напряженная программа?

— Работать здесь — вообще непростое дело. Оно требует напряжения, и весь коллектив в этом сезоне работал с большой отдачей. Иначе просто невозможно. Очень велики коммерческие риски, ведь каждый концерт — это, по сути, самостоятельный проект, который должен состояться не только с творческой, но и с финансовой стороны. Мы должны покрыть все затраты, связанные с организацией проекта.

Академические концерты — это предпринимательская деятельность филармонии, и мы не получаем от государства дотаций на их проведение. В этом вся сложность: чтобы концерты окупались, нужна публика, готовая их посещать. Как раз на ее «воспитание» понадобилось много времени и усилий. Зато теперь Союз друзей филармонии насчитывает больше восьми тысяч человек, это уже серьезная цифра. А наша деятельность с каждым годом расширяется и усложняется.

Что касается юбилейного сезона, то как-то особенно мы его не планировали. Хотя, может, подспудно и понимали, что он должен быть ярким, насыщенным. Отсюда появление и Хосе Каррераса, и Мариинского театра, и Венгерова, и Мацуева, и Башме-та… Можно перечислять и перечислять. Сезон… великолепный! И вообще, если проанализировать содержание наших афиш, то можно понять, что филармония работает на уровне европейского зала. Люди уже, по-моему, смирились с тем, что им не нужно искать счастья на стороне, не нужно ехать в Москву или Петербург, чтобы попасть на концерт звезд. Все можно услышать здесь, в Тюмени.

— Я наблюдала за тем, как вы проводили встречу с друзьями филармонии. Сложилось впечатление, что основную массу этих людей вы знаете если не по именам, то в лицо. Они общаются с вами?

— Да, конечно. Часто подходят после концертов, с сияющими глазами, со словами благодарности. Тогда мы понимаем, что работаем не зря.

— А с критикой подходят?

— Бывает. Правда, чаще она связана не с творческой стороной концерта, а с какими-нибудь организационными моментами.

— Сколько концертов академической музыки состоялось в завершившемся сезоне?

— Видите ли, по сезону посчитать трудно. Хотя он длился с сентября прошлого года по июль этого, но при составлении отчетов мы все же подсчитываем концерты за год календарный. Вот в 2008-м в обоих филармонических залах состоялось более двухсот концертов. Это достаточно внушительная цифра. А всего за год мы дали 531 концерт, учитывая все площадки: в наших филиалах, на юге области. Наша деятельность не замыкается только на концертных залах и делится на два направления: концерты собственных коллективов и организация гастролей приглашенных музыкантов. В случае с собственными коллективами филармония выступает в роли продюсера, хотя у них есть и собственная творческая жизнь, свои программы, расписанные на год вперед гастроли, абонементы. В июле наши коллективы уходят в отпуск и вернутся к работе в августе, хотя открытие сезона состоится в сентябре.

— Расскажите немного о новой программе.

— 26 сентября приезжает Кубанский казачий хор — это первый концерт нового сезона. 30 сентября начнется «Алябьевская осень», там очень интересная программа. Билеты на фестиваль уже давно в продаже. Абонементы, билеты активно продаются. Понимаете, люди привыкли участвовать в культурной жизни города, они доверяют филармонии. Потому что покупать билет чуть ли не за год до концерта и знать, что филармония не подведет -это доверие.

Еще к нам приедет Любовь Казарновская с романсами, а литературный абонемент откроет Олег Басилашвили. Ожидаем приезда Владимира Спивакова с национальным филармоническим оркестром, а вслед за ним — Дмитрия Хворостовского с хором академии хорового искусства. Будут Юрий Башмет и оркестр «Солисты Москвы» с коллекцией уникальных инструментов из государственной коллекции. Мы как раз опубликовали на своем новом сайте информацию обо всех инструментах, которые они привезут, о каждой скрипке. Много интересного.

— Кстати, филармония начала активно работать в сети Интернет: сначала появилась возможность заказывать билеты при помощи ICQ, затем вы обновили сайт, добавив множество полезных возможностей. Стараетесь упростить взаимосвязь с занятой молодежью, которая большую часть дня проводит за компьютером?

— Ну, да. На мой взгляд, Интернет сейчас — одно из самых перспективных средств массовой информации. Будущее за ним.

— Журналисты печатных изданий с вами поспорят…

— (Смеется). Может быть. Но молодежь и среднее поколение много времени проводят в Интернете, им удобнее общаться именно так. К тому же, я заметил, что если разместить в Интернете информацию о каком-либо проекте, то о нем быстро узнает весь город. Поэтому мы много внимания уделяем нашему сайту. Работа над ним сейчас идет, в сентябре можно будет купить на сайте билет или заполнить анкету Союза друзей филармонии и анкету на получение Золотой карты.

— А билеты стали дороже?

— Нет, цены стабилизировались, и заметного роста нет. Средняя цена билетов за прошлый год -560 рублей. То есть можно посетить концерт и за 100 рублей. Но есть и очень дорогие коммерческие проекты, билеты на которые стоят и 5 тысяч, и 15. В зависимости от степени удобства места в зрительном зале. Самый дорогой билет на концерт Каррераса как раз стоил 15 тысяч.

— А покупательская способность горожан не снизилась? Покупают за 15 тысяч?

— Да. К тому же, мы не сделали никаких корректировок на кризисную ситуацию. Не уменьшили свои планы. И все те проекты, которые запланировали, — провели. Может, только за исключением тех, которые нам пришлось заменить или отменить из-за непредвиденных обстоятельств. Например, из-за болезни не смог приехать дирижер Юрий Темирканов. Пришлось в срочном порядке искать замену, чтобы закрытие сезона получилось полноценным. Но я считаю, что замена была достойной — концерт Литовского филармонического оркестра и пианиста Дениса Мацуева. И знаете, посещаемость концертов не упала, залы не пустуют.

Остается добавить, что, судя по количеству проданных билетов на концерты нового сезона, залы не будут пустовать и впредь. Хотя музыка — товар эфемерный, который нельзя съесть или надеть… Эфемерный, но совершенно необходимый.

***
фото: Михаил Бирман

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта