X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Денежное обращение в школе

Более 600 обращений горожан поступило с начала года в департамент по образованию, треть из них — по платным услугам, оказываемым в школах.

Перечень того, что называется платными услугами, в последние годы значительно вырос. Казалось бы, надо только радоваться. Вместе с общеобразовательной программой ребенок получит еще и дополнительное образование. Только вот беда: родители жалуются на чрезмерные поборы.

О правомерности денежных взиманий в школах мы говорили с начальником юридического отдела городского департамента образования Вячеславом Тарасенко.

— Вячеслав Александрович, федеральный закон о порядке рассмотрений обращений граждан позволяет не рассматривать анонимные обращения. Но в случае с поборами анонимки — единственно возможный вариант?

— По каждой жалобе мы обязательно проводим проверку. Но иногда подтвердить или опровергнуть факты достаточно сложно. Не можем же мы прийти и спросить у директора: «Не предлагали ли вы внести такую-то сумму?» Конечно, получим ответ — «нет».

Другой вопрос — порядок оказания платных услуг. Проблема в том, что учебные заведения часто навязывают их родителям. Особенно в гимназиях и лицеях. От родителей требуют соответствовать «уровню» и в обязательном порядке выбирать что-то сверх гарантированных образовательных стандартов. Причем не поштучно, а «пакетами». А в случае отказа говорят: «Простите, мы вынуждены с вами расстаться». Это противозаконно. И если такая жалоба поступает, мы обязательно выезжаем на проверки. Нередко, действительно, вскрываются факты навязывания «пакетных услуг». Хотя постановление правительства Российской Федерации N 505 «О порядке оказания платных дополнительных образовательных услуг» гласит, что при заключении договора обязательно согласие обеих сторон. Родитель имеет право выбирать. И принудительных действий со стороны руководителя школы или гимназии быть не должно.

— Руководители учебных заведений часто обосновывают дополнительную плату необходимостью повышения зарплаты учителям. Это взаимосвязано?

— Такого термина, как вступительный взнос, при приеме в образовательные учреждения юридически не существует. И, тем более, никакого повышения заработной платы от него быть не может. Что же касается платных услуг, то педагоги, действительно, получают за них около 40-50% от общей суммы. Остальное идет на развитие учреждения, оплату труда уборщиц и заработную плату руководителя.

— Eсть ли какой-то «потолок» при взимании платы за дополнительные услуги?

— Этот вопрос сегодня очень острый. Порой, действительно, взнос на платные услуги в школе достигает платы за обучение в московских вузах. Причем цены в разных учебных заведениях — разные. Они зависят от места расположения учебного заведения, его материально-технической базы, квалификации и статуса педагога. И, тем не менее, в администрации города создана рабочая группа, которая рассматривает вопросы установления тарифов на оказание платных услуг не только в образовательной, но и во всей социальной сфере.

Тарифы на услуги муниципальных учреждений устанавливаются органами местного самоуправления. Но есть одна особенность. Установить единые для всех тарифы практически невозможно. Только в образовательных учреждениях Тюмени оказывается более тысячи платных услуг. Мы пытались объединить их по направлениям, но возникла путаница в классификации. Один и тот же кружок в школе на Лесобазе или в гимназии в центре стоит по-разному. Eсли установить предельный тариф, скажем, в размере ста рублей, то возникнут предпосылки… к необоснованному повышению стоимости. И все-таки комиссия продолжает разрабатывать методику расчета стоимости платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями. Экономисты департамента проверяют обоснованность всех расчетов. Хотя надо учитывать, что спрос рождает предложение. Eсли платят, значит, есть деньги.

— Доказуемо ли нарушение принципа добровольности при привлечении средств родителей?

— Доказать можно, но сложно. Настораживает, если «добровольные» пожертвования носят систематический характер, если родители вносят деньги «как часы». Но есть и исключения. Eжемесячной оплаты требуют, например, охранные предприятия и фирмы, ведущие обслуживание и ремонт систем видеонаблюдения.

— Привлекать дополнительные средства школам приходится. Но надо делать это по правилам. В чем они состоят? И как родители могут с ними ознакомиться?

— Все правила установлены законодательством Российской Федерации. В департаменте мы их объединили, прописали и издали приказ о порядке привлечения средств в образовательные учреждения. Приказ должен быть вывешен в школе на доске информации в доступном для родителей месте. Этим документом, например, строго-настрого запрещается брать деньги у школьников. Все взносы в бухгалтерию должны вносить родители.

— Может ли родитель проверить: ушли его средства по назначению или нет?

— Он имеет на это полное право. Но если по договору пожертвования родитель просто дарит деньги, и образовательное учреждение распоряжается ими по своему усмотрению, то в целевом договоре указывается, на что они пойдут. Причем, согласно приказу департамента, руководитель должен за целевые траты публично отчитаться, подтвердив все расходы счетами и счет-фактурами.

— Законно ли брать деньги за платные услуги на полгода вперед и обязывать ходить на все занятия?

— Согласно закону о защите прав потребителей, платить надо только за оказанную услугу. Eсли услуга не оказывалась — оплачивать нечего. Но надо учитывать, что от вашей оплаты зависит зарплата преподавателя. Предварительность же оплаты отдельно оговаривается в двустороннем договоре. Eсли родитель договор подписывает, значит, с условиями согласен, оспаривать нечего. В противном случае договор можно вообще не заключать.

— Как быть, если ребенка взяли в школу по месту жительства, а оплачивать услуги родители не могут. Ребенка исключат из школы?

— Исключить не могут однозначно. Государство гарантирует общее образование в рамках образовательного стандарта. Кроме того, сам статус гимназии предполагает дополнительные нормативы финансирования на развивающие программы. А все другие дополнения к учебному плану должны быть только по желанию родителя.

— Что все-таки означает закрепленный в Конституции термин о бесплатности и доступности среднего образования?

— Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на образование, гарантирует его бесплатность и доступность. Сегодня образовательные учреждения в основном — муниципальные. В них существуют определенный порядок комплектования и четко прописанные условия приема.

В статье 43 Конституции гарантируется общее образование в рамках основных образовательных стандартов, определенных на федеральном уровне. То есть государство гарантирует: без образования вы не останетесь. Но в остальном — каждый делает выбор сам.

***
фото: Вячеслав Тарасенко

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта