Росфиннадзору – пять лет
Федеральной службе финансово-бюджетного надзора 15 июня исполнилось пять лет. Служба, образованная в 2004 году, прошла сложный период становления.
Была решена непростая задача объединения двух отдельно существовавших структур — департаментов финансового контроля и валютного контроля Министерства финансов. Росфиннадзор является уполномоченным органом правительства Российской Федерации, основными задачами деятельности которого являются контроль и надзор за соблюдением финансово-бюджетного законодательства при расходовании средств федерального бюджета и надзор за соблюдением валютного законодательства РФ.
В июне 2004 года образованы Территориальные управления Росфиннадзора в субъектах Российской Федерации, уполномоченные выполнять возложенные на них функции: проверка организаций, получающих средства федерального бюджета, как в пределах сметного финансирования, так и в рамках федеральных целевых программ, приоритетных национальных проектов и прочих субсидий и субвенций, а также организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих валютные операции.
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В ТЮМEНСКОЙ ОБЛАСТИ
За период 2004-2009 года проверено средств федерального бюджета в сумме более 39 млрд. руб., что составляет 65% от выделенных средств федерального бюджета.
За время существования Территориального управления Росфиннадзора в Тюменской области в части осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере проведено 1714 проверок. Нарушения выявлены у 876 организаций. Всего ревизиями и проверками выявлено нарушений в сумме 4 млрд. 454 млн. руб. По видам выявленные нарушения представлены в виде нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств, недостач, излишков денежных средств и материальных ценностей, неправомерных расходов и других нарушений бюджетного законодательства.
Территориальным управлением за 2004-2009 годы нецелевое использование средств выявлено более чем в 150 организациях на сумму 66 млн. руб. В ходе ревизий и проверок выявляются факты использования средств на цели, не предусмотренные сметой расходов бюджетного учреждения, а также расход средств не по коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование. Самые крупные суммы нецелевого использования средств федерального бюджета допущены учреждениями, подведомственными Министерству обороны РФ, Федеральной службы наказания и подразделениях ГУВД Тюменской области. К сожалению, потраченные по нецелевому назначению средства уже не вернешь, но здесь есть все основания как для серьезного разговора с должностными лицами, допустившими такие безрезультатные затраты, привлечения их к административной ответственности, так и для последующих корректировок бюджетных назначений, для более тщательной выработки.
За 2004-2009 годы Территориальным управлением в отношении должностных лиц организаций составлено 452 протокола за допущенное нецелевое использование средств федерального бюджета на общую сумму 32 млн. руб. Наложено штрафных санкций в сумме 2,5 млн. руб.
В законодательство внесены изменения в статью 15.14 Кодекса об административных правонарушениях. И в соответствии с этими изменениями должностные лица теперь могут привлекаться к административной ответственности не только за нецелевое использование средств федерального бюджета, но и за нецелевое использование государственных внебюджетных фондов. Речь идет о Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования и Фонде социального страхования. Территориальным управлением по фактам нецелевого использования средств государственных внебюджетных фондов на сумму 248 тыс. руб. возбуждено 15 дел об административных правонарушениях, наложено штрафов на сумму 60 тыс. руб.
Ревизиями и проверками выявляются факты неэффективного и нерационального расходования, наиболее часто встречается такое нарушение, когда приобретенные за счет средств федерального бюджета оборудование и материальные ценности длительное время не используются и не введены в эксплуатацию. Подобные нарушения установлены в 70 организациях на сумму 84 млн. рублей.
В ходе инвентаризации нередко выявляется расхождение между данными о фактическом наличии имущества и данными бухучета, в этом случае говорят о наличии излишков или недостач товарно-материальных ценностей или денежных средств. В случае выявления подобных нарушений руководством учреждений принимается решение о взыскании недостачи с виновного лица и отражении излишков на счетах бюджетного учета. Недостачи установлены в 70 организациях и учреждениях на сумму более 32 млн. руб. По результатам рассмотрения материалов ревизий, которыми выявлены недостачи, правоохранительными органами возбуждено 2 уголовных дела.
В условиях финансового кризиса намеченные ранее меры борьбы с коррупцией приобретают еще большую актуальность. Вот почему Территориальное управление уделяет самое пристальное внимание вопросам, которые являются проблемными в плане коррупционных рисков. Это четкое соблюдение положений Бюджетного кодекса, касающихся порядка выделения и расходования федеральных средств, а также соблюдение антимонопольного законодательства. Нарушения порядка формирования, размещения и исполнения заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд установлено на сумму 71 млн. руб., также установлены случаи превышения объемов денежных обязательств, принятых и подлежащих оплате, над лимитами бюджетных обязательств в сумме 2,6 млн. руб.
В ходе ревизий и проверок зачастую выявляются нарушения бюджетной отчетности. Общая сумма таких нарушений за 20042009 годы составила 2546 тыс. руб.
По итогам каждой ревизии и проверки, которой установлены нарушения, руководителю организации направляются предписания об устранении выявленных нарушений и представления о нарушении бюджетного процесса. В этих документах фиксируется, что неправомерно и что организации должны устранять, более детально. На современном этапе деятельность Росфиннадзора направлена на то, чтобы не только наказывать в том или ином виде за допущенное нарушение, но, скорее, контролировать процесс исправления этих нарушений.
За период 2004-2009 годы в организации направлено более 700 представлений и более 600 предписаний. Этому мы придаем огромное значение. В ходе выполнения предписаний, а также в ходе ревизий и проверок устранено нарушений в сумме 2 млрд. 895 млн. руб., т.е. более 65% от установленных нарушений.
Одним из критериев эффективности деятельности Территориального управления финансово-бюджетного надзора в Тюменской области является взаимодействие и укрепление сотрудничества с правоохранительными органами.
Территориальным управлением в правоохранительные органы передано за эти годы 364 материала на сумму 3 млрд. 477 млн. руб.
По результатам ревизий и проверок правоохранительными органами возбуждено 4 уголовных дела на сумму нарушений 15 млн. руб.; 2 человека осуждены. Большинство выявляемых нами нарушений совершаются без злого умысла, направленного на коррупционное обогащение, а по причине все еще остающейся сложности финансово-бюджетного законодательства.
За допущенные нарушения 151 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, 2 должностных лица отстранены от должности, к административной ответственности привлечено 1 юридическое и 1 должностное лицо. Кроме того, в адрес руководителей проверенных организаций прокуратурой Тюменской области направлено более 100 предписаний и предостережений.
По данным Управления Федерального казначейства в Тюменскую область за 2006-2008 годы поступило средств на реализацию национальных проектов в сумме 1820 млн. руб.
Основная цель расходования средств в рамках приоритетных национальных проектов — инновационная направленность, эффективность и результативность государственных вливаний, обеспечивающих качественный рывок не только в сферах образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса и жилья, но и структурные сдвиги в экономике регионов в целом, снижение уровня дифференциации социально-экономического развития регионов, повышение их налогового потенциала.
Цифры говорят сами за себя. Наибольшие нарушения допущены в рамках реализации национального проекта «Образование». На втором месте национальный проект «Здоровье», затем «Развитие агропромышленного комплекса» и «Доступное, комфортное жилье гражданам России».
За период 2006-2008 годы Территориальным управлением проведено 367 проверок у получателей средств федерального бюджета, выделенных на приоритетные национальные проекты, выявлено нарушений на сумму более 20 млн. руб. Принятыми мерами восстановлены нарушения в сумме 19 млн. руб.
По видам нарушения распределяются следующим образом: нецелевое использование средств — 40 тыс. руб.; неэффективное использование средств и оборудования — 240 тыс. руб.; переплаты — 98 тыс. руб., недоплаты средств — 1436 тыс. руб., неправомерные расходы в сумме 2713 тыс. руб. искажение бюджетной отчетности — более 16 млн. руб.
ВАЛЮТНОE РEГУЛИРОВАНИE И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ
Валютный контроль выступает в качестве формы государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства.
Тюменская область — стратегически важный и инвестиционно привлекательный регион России. Всего за январь-сентябрь 2008 года Тюменской таможней зарегистрировано 258 участников внешнеэкономической деятельности, из них 86 впервые осуществляли внешнюю торговлю.
За этот период импорт товаров составил 266,37 млн. долл. На страны дальнего зарубежья пришлось 83% от стоимостного объема импорта (219,82 млн. долл.), а на страны СНГ — 17% (46,55 млн. долларов). По сравнению с соответствующим периодом прошлого года стоимостной объем импорта вырос на 64% за счет увеличения поставок из стран дальнего зарубежья на 2,4 раза и из стран СНГ на 36%.
Основные импортные поставки в данном периоде осуществлены из Италии (41,92%), Китая (12,75%), Германии (11,76%), Казахстана (8,83%), Украины (5,70%), США (3,60%). Наиболее значимые импортные поставки — промышленное оборудование различного назначения и его частей, а также текстильная продукция.
Экспорт за девять месяцев 2008 года осуществлялся в страны дальнего зарубежья и составил 486,71 млн. долл. (84% стоимостного объема всего экспорта), в страны СНГ — 91,20 млн. долл. (16%). Основные страныпартнеры дальнего зарубежья в экспорте товаров это — Финляндия, Турция, Польша. Из стран СНГ основные поставки были осуществлены в Казахстан, Украину, Узбекистан.
За период 2004-2009 гг. Территориальным управлением в области валютного контроля проведено 623 контрольных мероприятия, по результатам которых возбуждено 667 дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена ст. 15.25 КоАП РФ. По итогам реализации возбужденных дел руководителем Управлением вынесено 442 постановления о назначении административных наказаний. Общая сумма предъявленных штрафных санкций составила более 61 млн. руб. В доход федерального бюджета поступило средств в сумме 18 млн. руб., уплаченных как в добровольном порядке, так и взысканных в принудительном порядке территориальными подразделениями Федеральной службы судебных приставов.
Территориальным управлением за 2008-2009 годы при осуществлении проверочных мероприятий установлено незачисление валютной выручки и незаконного экспорта капитала на сумму свыше 35 млн. рублей (часть 4 ст. 15.25 КоАП РФ), а невозврат валютной выручки в страну и авансовых платежей при импорте за 2009 год составил более 135 млн. рублей (ч. 5 ст.15.25 КоАП РФ).
Около 15% постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных за несоблюдение репатриации, оспаривалось лицами, привлеченными к административной ответственности в арбитражном суде. В удовлетворении заявленных требований об отмене и признании незаконными примерно 80% оспариваемых постановлений правонарушителям отказано.
Так, за 5 лет осуществления контроля и надзора в сфере соблюдения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования выявлено около 200 нарушений ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ по оформлению и переоформлению паспортов сделок. Наиболее часто данное нарушение допускает ОАО «Нефтемаш».
Административные правонарушения по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, как правило, выявляются территориальными органами Федеральной таможенной службы при таможенном оформлении вывозимых материальных ценностей. По результатам рассмотрения возбужденных дел вынесено 124 постановления.
В целях повышения эффективности и качества осуществления Территориальными управлениями Росфиннадзора УрФО государственной функции органа валютного контроля в соответствии с приказами Росфиннадзора Территориальное управление в Тюменской области назначено куратором по валютному контролю в Уральском федеральном округе сроком до 01.01.2010.
В рамках проводимой кураторской работы на базе Территориального управления проходили стажировку сотрудники территориальных управлений Росфиннадзора УрФО, Территориальное управление еженедельно оказывает необходимую информационную и консультационную помощь по вопросам, связанным с осуществлением функций по валютному контролю, путем направления писем разъяснительного характера в части законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, проводит сбор и систематизацию информации по УрФО.
Взаимодействие Территориального управления с органами исполнительной власти и с правоохранительными органами.
Территориальным управлением активно проводится работа с другими контролирующими и правоохранительными органами по вопросам взаимодействия и улучшению качества проводимого контроля. В целях повышения эффективности финансово-бюджетного контроля и надзора, а также недопущения в дальнейшем со стороны проверяемых учреждений проводятся совещания с представителями проверяемых учреждений.
Территориальное управление Росфиннадзора в Тюменской области принимает активное участие во всех заседаниях рабочих групп, созданных при прокуратуре Тюменской области и при Главном федеральном инспекторе в Тюменской области, а также во всех заседаниях по реализации национальных проектов при Губернаторе Тюменской области.
Кроме того, приняли участие и выступили с докладами на Международной конференции по инновациям, Всероссийской конференции по кадрам, Втором межрегиональном форуме «Содружество — 2008» в г. Ханты-Мансийске и на совещании в г. Новосибирске, в феврале 2009 года — на заседании Методического совета Территориальных управлений в Уральском федеральном округе.
В 2007 году проведено окружное совещание в Тюмени, а в июне 2008 года в г. Тобольске проведено окружное совещание по вопросам повышения эффективности реализации Росфиннадзором функций органа валютного контроля. В совещании также приняли участие представители агентов валютного контроля — Тюменской таможни и УФНС по Тюменской области.
Деятельность Управления ежегодно проверяется другими службами. В частности в 2009 году прокуратурой Тюменской области проведена проверка исполнения законодательства о государственной гражданской службе, в ходе которой установлены факты предоставления 8 сотрудниками Управления недостоверных сведений о недвижимом имуществе (а именно, не указали, что зарегистрированы по одному адресу, а фактически проживают по другому адресу). По результатам проверки к дисциплинарной ответственности привлечено 8 сотрудников, приняты меры к недопущению в дальнейшем нарушений законодательства о государственной гражданской службе и законодательства о коррупции.
Основной задачей повышения эффективности финансово-бюджетного контроля и надзора является отсутствие негативных последствий при проведении контрольных мероприятий, чтобы не было повторного выявления нарушений в области бюджетного и валютного законодательства, а наши предписания выполнялись своевременно и в полном объеме.
Руководитель Управления государственный советник РФ 3-го класса Ю.E. Бешенцев