X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Спектакли с летним уклоном

Маленький мальчик нашел пулемет… Дальше вы помните. Или нет?

Спросите ребенка, он вам расскажет, что было дальше. Eсли, конечно, он вам доверяет. А еще можно сходить в «Ангажемент» на спектакль «Веселые страшилки», где звучат стихи про мальчика с пулеметом и другие подобные. Пусть вас не пугает — вот именно, не пугает, — то, что спектакль предназначен детям.

Ведь это не просто страшилки, а веселые! На премьере смеялись и младшеклассники из летних лагерей, и сопровождавшие их вожатые и педагоги.

Спектакль придумали взрослые с хорошей памятью: режиссер Михаил Заец, художник Игорь Сидоров и актеры «Ангажемента». Они помнят себя детьми, поэтому избегают фальшивого тона, принятого в театрах для разговора с детьми, не редактируют с позиций ханжества городской фольклор, на котором построен спектакль, не умиляются прошлому.

Действие происходит в загородном лагере в течение одной смены. Это обычный лагерь: коллективные походы в столовую, коллективные игры, танцы, хоровое пение, медосмотры, утренняя зарядка. Типичная казенная обстановка, панцирные койки, косые окна.

В то же время это лагерь, увиденный в кривом зеркале. Окна неестественно вытянуты вверх, будто в ночном кошмаре, хилая традесканция в лунном свете похожа на кладбищенский мох… В темном углу притаилась ведьма с железной шеей. Лагерный громкоговоритель вещает ужасные байки — про Черного Доктора, про Желтое Пятно, про Черный Гвоздь. Мебель на роликах, любимая театральная мебель, — воплощение гроба на колесиках.

Это комната страха, отраженная в комнате смеха.

Правдивость картины достигается не за счет копирования, воспроизведения реальности по клеточкам; режиссер и художник выбрали клоунский стиль, и это верно как по отношению к материалу, так и по отношению к актерским возможностям.

Давние друзья «Ангажемента» знают, что одни из актеров, занятых в этом спектакле, способны к психологической игре, тогда как другие пока неопытны в профессии, умеют использовать только поверхностную эксцентрику. Режиссер ограничил всех исполнителей, без разбору, эскизным обозначением типажей, уравнял по нижней планке.

Можно сказать, что он облегчил задачу и себе, и актерам, однако стилевое единство спектакля свидетельствует о строгом отборе средств.

Клоунада помогла взрослым изобразить детей, ведь клоун — ребенок в сравнении с драматическими актерами, и публика угадывает это по игровому приему. К тому же постановщики подчеркнули иллюзорность картины: с самого начала понятно, что на сцене разворачивается воспоминание героя, Михаила Ивановича, остальные персонажи подчиняются его воображению. Друзья Михаила Ивановича, с одной стороны, тоже взрослые, люди с отчест-вами и солидными должностями, а с другой — девочки и мальчики. Вожатый Рома — дружеский шарж на вожатого, Черный Доктор — карикатура на медика, которого боятся до дрожи в коленках.

Герой, от лица которого ведется рассказ, делится с публикой опытом избавления от страхов. Давным-давно он знал секрет бесстрашия, и вот он возвращается в детство за этим секретом. Терапевтический эффект налицо.

В театре кукол тоже появился новый спектакль, «Минута славы», во многом похожий на ангажементовские «Веселые страшилки». Не столько спектакль, сколько серия эстрадных миниатюр. Однако разница существенная.

Eсли режиссер Михаил Заец нанизал миниатюры на идею, которая своей ясностью и стройностью оправдывает некоторую хаотичность действия, структурирует постановку и даже возвышает ее умным, но ненавязчивым поучением, то режиссер Наталья Явныч опять увязла в каком-то киселе. «Минута славы» вызывает вопросы и не дает на них ответа. Почему «Минута славы»? Потому что так называется популярная телепередача? Почему рассказчик одет стилягой? Потому что сейчас популярен кинофильм «Стиляги»? Почему в спектакле звучат музыкальные шлягеры? Потому что они веселенькие?

Очень трудно понять, о чем этот спектакль. Логика режиссера не поддается расшифровке. Эпизоды утомительно однообразны. Тексты песен убоги, как речи бодрящегося тамады на второй день свадьбы.

В «Минуте славы» есть только один момент совпадения, удачной встречи режиссера с художником и актером. Это крошечный эпизод с куклой мышонка или крысенка, шныряющего между досками парковой скамейки. Не хочется расставаться с таким забавным персонажем, точно живым в руках кукловода.

Во всем остальном постановщики и исполнители существуют порознь. Художник Сергей Перепелкин создал юмористический образ волшебного парка культуры и отдыха, и режиссер вроде бы инициировал этот образ, вдохновил художника, но по результату этого не видно. Большую часть действия парк остается красивой картинкой.

Актеры, в особенности Антон Нестеренко и Александр Ганичев, работают на износ (удивительно, что талантливые молодые актеры все еще не научились халтурить и не растеряли навыки в постановках, словно специально созданных для профессиональной деградации), однако они не в силах заполнить все смысловые пустоты.

Eдинственное утешение: прошлогодняя каникулярная премьера в театре кукол, «Станция «Детство», была еще хуже.

***
фото: сцены из спектакля «Минута славы»;сцены из спектакля «Минута славы»;сцены из спектакля «Минута славы»

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта