X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Татьяна Гамзина «Голосую за картинки!»

Художник Татьяна Гамзина в детстве была «книжным мышонком».

Родители, балуя, неизменно дарили Тане книжки с картинками, некоторые из них она хранит до сих пор.

Вынимает из ящика письменного стола (стол — ее любимое рабочее место дома, а мастерской пока нет) две немного потрепанные тонкие книжки:

— Они, конечно, пожили свое… Вот книга стихов Маршака с иллюстрациями Владимира Лебедева, а это — «Смешные человечки». Вот такие простые рисунки в них. Это то, что мне нравилось рассматривать в детстве. Хотя я занимаюсь и станковой живописью, и графикой, и много чем еще, но предпочитаю все же работу иллюстратора.

… Мне Таня запомнилась своими работами по произведениям Николая Гоголя, которые были представлены на выставке «Слово как повод», работавшей в галерее «Монмартр». Они притягивали внимание атмосферой промозглого ночного Петербурга, тусклых уличных фонарей и одинокой фигурой Акакия Акакиевича — центрального персонажа повести «Шинель». Вот он, маленький лишний человек в большом и чужом мире.

— Почему Гоголь? — спрашиваю.

— Не только Гоголь! На первом месте Пушкин, я хочу сделать серию рисунков к его «Пиковой даме». И закончить иллюстрировать Зощенко.

Таня раскладывает на столе рисунки, которые недавно вернулись из Санкт-Петербурга, с биеннале (художественной выставки), которую организовал художник Олег Яхнин. Объясняет, что тюменские и петербургские художники давно дружат, и нашу творческую молодежь часто приглашают принять участие в выставках. И, как правило, Таня отправляет туда иллюстрации к книгам своих любимых классиков. Рисунки «по Зощенко» Татьяна называет «быстрыми», намеренно не проработанными детально. Они динамичны, все на них движется. Следом Татьяна достает пару работ «по Пушкину» — немного карикатурных, но очаровательных.

— Пока рисовала только самого Александра Сергеевича, — объясняет художник. — Пушкин мне представляется разным. Вот Пушкин хулиганский, веселящийся, кутящий… А вот творческие муки поэта, он задумчив… Так что классиков люблю, они интересны. Не «охватила» пока только Лермонтова.

— По-моему, после Врубеля иллюстрировать Лермонтова сложно, — осторожно говорю я.

— Да, — соглашается она. — Врубель идеально уловил романтическое настроение поэта.

Сейчас Таня работает для одного из московских издательств, рисуя картинки к детской энциклопедии о физических опытах — картинки для книжки немного похожи на комикс.

— Работа с московским издательством — это редкость. В столице и своих художников много, нет смысла заказывать работу за две тысячи километров в Тюмени. Но иногда случается. До этого я иллюстрировала книгу французского писателя Фабриса Колена, он немного депрессивен, так что и рисунки соответствующие.

— Возвращаясь на родную землю, хочу спросить: есть ли в Тюмени книги, которые хотелось бы проиллюстрировать?

— По-моему, в Тюмени художественную литературу почти не выпускают… Мало и редко. Я вот познакомилась с Натальей Фоминцевой (которую в городе больше знают как писателя Наталью Сергееву), прочла ее книги. Мне захотелось поработать с ее романами, повестями, но Наташа уже, кажется, все написанное издала… Мечтаю иллюстрировать книги Владислава Крапивина, я выросла на них. Помню, что когда в детстве болела, всегда перечитывала его «Летящие сказки». Люблю эти рассказы про мальчишек… Но Крапивина издают, если не ошибаюсь, в Москве, там свои художники, все «схвачено». Наверное, не пробиться.

Что касается творческого пути Татьяны Гамзиной, то вначале была художественная школа. Затем Уральская государственная архитектурно-художественная академия, где Татьяна шесть лет обучалась основам дизайна, графическим и художественным премудростям.

С 2000 года она приняла участие в нескольких международных, областных, молодежных выставках. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Тюмени, Челябинске, Новосибирске и в Италии. В 2006-м ее приняли в Союз художников России.

Та часть беседы, что была отведена биографической справке, оказалась совсем короткой, потому что интереснее говорить о художниках, выставках, городах, книгах, людях…

Свои работы Татьяна почти не продает, было всего несколько специальных заказов. На продажу не выставляет, потому что уверена: ее работы лучше всего «читаются» вместе с текстом, отрывочно от него они «работают» гораздо хуже. Они должны быть на страницах книг, рядом с текстом, который и является их основой.

— Что вас вдохновляет? — спрашиваю у Тани.

— Все! Природа, хорошая погода, музыка, путешествия. Люблю российские города… Вот все рвутся за границу. Мне, конечно, тоже интересно съездить, посмотреть на другие страны. Но и Россия богата на красивые места. Хочу на Алтай поехать…

— А мечта у вас есть?

— Я мечтаю закрыться дома месяца на три и закончить все то, что начала, что очень хочется завершить. Моего Гоголя, Зощенко и Пушкина… А вообще, мечтаю много иллюстрировать художественную литературу. Считаю, что в книгах должны быть рисунки. Цветные, черно-белые — любые!

Конечно, дизайнеры мне скажут, что и при помощи шрифта можно оформить книгу так, что глаз от нее будет не оторвать, но мне ближе рисунок. Если он есть, тогда сама книга становится произведением искусства не только по смысловому наполнению, но и по оформлению. Голосую за картинки!

***
фото: Татьяна Гамзина;на рисунке — много Пушкиных.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта