Синим нарисована дорога домой Синим нарисована дорога домойСиним нарисована дорога домой
Старые альбомы, черно-белые фотографии, медали, аккуратно сложенные в стопку благодарственные письма и дипломы…
Среди них, в центре стола, лежит красивая, ничуть не потрепанная временем карта, где от крошечного городка Тейково Ивановской области красными карандашными стрелками нарисован путь до Праги. А синими стрелками — дорога домой.
Эту карту составил Федор Федоров, ветеран Великой Отечественной войны, обладатель медалей за взятие Будапешта и взятие Вены, учитель истории, основатель и первый директор 30-й школы.
Федор Eфимович и сегодня с интересом смотрит на путь, проделанный им в составе 114-й Венской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии 9-й гвардейской армии. Он вспоминает долгую дорогу до Праги, грозный рев немецких «тигров» и победоносные залпы «катюш». Он неоднократно рассказывал об этом своим ученикам. А сегодня и у нас есть прекрасная возможность совершить с ним путешествие до Дня Победы, и обратно — домой…
Родился он в селе Куларово Вагайского района. Там закончил семь классов школы, потом уехал в Тобольск, где поступил в педучилище. Учиться ему нравилось, Федор был отличником.
На выпускном он, как и другие ребята, танцевал. Мечтал о том, что скоро будет работать с детьми и станет для них любимым учителем… Но 22 июня все услышали: «Началась война!»
— Все наше детское ликование вмиг закончилось, — рассказывает Федор Eфимович. — В армию меня сразу не призвали, из Тобольска вернулся домой. За короткое время научился водить машину, потом комбайн… Убирал урожай. За работу на комбайне меня наградили красным знаменем…
В армию Федорова должны были призвать лишь зимой 1943 года, но юноша раньше «рванул» добровольцем на Тихоокеанский флот. Добрался до Омска. Пришел в обком комсомола, где ему сказали: «С транспортом сейчас тяжело, на флот тебя отправить не сможем. Может, поработаешь пока на тракторном заводе?»
Но Федоров не желал оставаться на трудовом фронте и вернулся домой. Ждать повестки. А пока нашел работу — пахать поля.
Однажды шла мимо поля Антонина Ганихина, директор местной школы, увидела юношу и всплеснула руками: «Дипломированный специалист! И пахать устроился! А у меня некому уроки вести… У тебя совесть-то есть?» Федоров смущенно пожал плечами. Он не хотел устраиваться в школу на пару месяцев, ведь его ждал призыв. Но пришлось — очень уж директор настаивала.
— Мне поручили сразу два класса — второй и четвертый. А потом директор предложила, чтобы я и физику вел. Я согласился, — смеется ветеран, листая альбом. На черно-белых снимках его ученики.
— 1 сентября 1943 года провел первые уроки. Учил наших сельских ребятишек и детей из блокадного Ленинграда. А в декабре мне пришла повестка из военкомата. Из села я уходил в ночь, чтобы дети меня не видели, не плакали…
Вскоре нас направили в Ачинск, где был запасной стрелковый полк. Старшина, узнав, что я учитель, сказал: «Будешь у нас политинформации проводить!» Там время быстро пролетело… Через три месяца службы я уже был сержантом. Потом к нам приехали люди, которые набирали в летное училище парней с образованием не ниже среднего. Так я попал в Балашевское военноавиационное училище. Но вскоре его расформировали, и меня отправили в город Тейково. Там формировалась 114-я воздушнодесантная дивизия, и я стал парашютистом-десантником.
…1 апреля 1945 года мы уже вышли на австро-венгерскую границу. А 5 апреля подошли к Вене… Помню, нам выдали новенькое обмундирование. Ведь в наших ватниках жарко было… И вот мы в новой форме, в пилотках, сапогах, двинулись дальше, думая: «Вот в этой форме и встретим День Победы».
На следующий день для меня начались бои за Вену. Стоило только подойти к первой улице, как проливным пулеметным дождем нас встретил враг. Огонь был сильный, и мы упали в грязь… Вот тебе и новенькая форма!
Вскоре наши солдаты узнали, что против них была брошена отборная танковая дивизия генерала Дитриха.
— И нам пришлось вести бои против немецких танков. Поначалу немного побаивались «тигров». Но потом поняли, что и их можно жечь…
Федор Eфимович с любовью говорит о «катюшах», о том, как боялись гитлеровцы этих реактивных минометов. Но был случай, когда и сам нечаянно попал под огонь «катюш».
— После взятия Вены мы продвинулись чуть дальше, чем предполагало командование. И, видимо, наша разведка плохо сработала, и «катюши» врезали по своим. Огромная взрывная волна, удары. Никогда раньше не видел, чтобы земля горела… Но обошлось, остался жив.
13 апреля 114-я дивизия приготовилась форсировать Дунай. Ранним утром под покровом густого тумана началась операция. Солдатам запретили говорить даже шепотом. Когда достигли другого берега, немцы открыли огонь. Но вскоре отступили под напором десантников. И наша дивизия вслед за отступающими вошла в город Хайнфельд. Здесь их ждал сильный вражеский отпор. Погибли здесь друг Федора Eфимовича — Василий Кормалитов и много других ребят. Похоронили их всех недалеко от тамошнего костела…
5 мая 114-ю дивизию передали 2-му Украинскому фронту, и солдаты двинулись на Прагу.
— До Праги мы не дошли лишь несколько километров. Остановились у реки Влтавы, и тут нам объявили: «Наши танковые части уже вошли в Прагу!» А 9 мая был День Победы!
Федор Eфимович еще раз проводит указательным пальцем по красным стрелочкам на карте. И по синим — это желанное возвращение домой. Когда приехал в родное село — сразу вернулся в школу.
Потом перебрался на Север, на заработки, там познакомился с будущей женой Лидией Андреевной. Вместе переехали в Тюмень. Федор Eфимович вновь работал учителем. А в 1956 году стал директором 51-й школы.
— Физкультуру в этой школе тогда вел уже известный вам ветеран Великой Отечественной — Борис Мишатин. В 1959 году меня назначили директором 30-й школы. Я и по сей день 1 сентября прихожу туда, смотрю на ребятишек, встречаюсь с учителями… За свою педагогическую деятельность у меня было 37 выпусков. Многие ребята и сегодня мне звонят, приходят в гости. Когда было 60-летие Победы, я ездил в Москву, там мне подарили сувенирный звонок. Так я его в школу привез — ребятам на память…
И ветеран показал на одной из фотографий маленький белый звонок, напоминающий крошечного голубя…
***
фото: Федор Ефимович Федоров;и он же в победном 45-м