X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Сыграем умную женщину

Неформальные встречи с журналистами вместо пресс-конференций новая практика тюменского театра драмы.

Для театра кукол и «Ангажемента» такие встречи давно не новость, теперь и «большой театр» решил общаться неформально.

Чай, кофе, печенье, конфеты. Хозяева позаботились о том, чтобы гости чувствовали себя комфортно. Гости, в свою очередь, приготовились к доброжелательному общению.

Однако встреча прошла в напряженной обстановке. Почему — не ведаю. Пресс-секретарь Геннадий Басов держался с подчеркнутым радушием, режиссер Михаил Заец сердечно улыбался, режиссер Андрей Лапиков большую часть встречи молчал, завлит Анжела Щапова не проронила ни слова, директор Владимир Коревицкий и главный режиссер Александр Цодиков были, как всегда, предельно вежливы, даже церемонны. Однако, судя по реакции последних на вопросы журналистов, директор и главреж настроились на бой. Можно подумать, перед ними сидели акулы пера.

Помилуйте, какие акулы в нашей акватории!

— Повлиял ли переезд в новое здание на посещаемость? — спросила тележурналистка.

Простого ответа «повлиял» или «не повлиял» она не получила, зато Владимир Корвицкий прочел короткую лекцию: сезон обычно начинается в октябре, заканчивается в мае, теперь границы сезона расширили, он начнется в сентябре, закончится в июне; ближе к весне интерес падает, горожан отвлекают дачи; наиболее высокий всплеск осенью и перед Новым годом, а сразу после Нового года опять снижение…

«Этот сезон был необычный, -дополнил лекцию Александр Цодиков. — За полгода на театр упало очень много проблем. Освоение нового театрального пространства, адаптация старых спектаклей к новой сцене. 150-летие театра, важная дата, которую невозможно обойти. Фестиваль «Золотой конек». Выпуск новых спектаклей. Не дай Бог, чтоб такой сезон повторился еще раз».

Если бы в этот момент вдруг обнаружилась акула, она бы укусила: ага, прикрываетесь проблемами! Но нет, все было тихо-мирно. По крайней мере, на поверхности. И вопрос последовал невинный, без подтекста:

— Насколько премьеры сезона оправдали ваши надежды, все ли попали в яблочко?

«В вашем вопросе невольно звучит ответ», — начал Владимир Коревицкий, и по его тону чувствовалось, что сейчас журналистку отчитают. Но вмешался Александр Цодиков. «Нет, не попали», — жестко сказал он. Выдержал паузу и добавил: «Как можно заранее прогнозировать успех?»

Было похоже на то, что руководители театра или не понимают вопросов, или понимают больше, чем сказано, прозревают злой умысел.

«У меня возникает ощущение, что для СМИ важен принцип «чем хуже, тем лучше», — прервал очередную паузу Владимир Коревицкий. — Вспоминаю, когда я был в Челябинском академическом театре, теперь он носит имя Наума Орлова, а тогда был имени Цвиллинга, на спектакле «Король Лир», в переполненном зале, я не мог понять… Я воспитывался и рос на лучших спектаклях Ленинграда. А тут — ощущение нафталина. Но я был поражен реакцией зала и обвалом восторженных рецензий! Почему же у нас такого нет? Я не помню, чтобы наши газеты пестрели хорошим отношением к театру. Почему я об этом говорю… Мне принесли вырезку из Живого Журнала, там не просто оскорбительный тон, а в нецензурных выражениях автор позволил себе высказать свое мнение. Становится обидно и больно за наших артистов».

Журналистки подавленно молчали. Их упрекают, но в чем? Разве они не выдали после очередной премьеры очередную порцию восторженных рецензий? Разве не старались создать желанную театром пестроту хорошего отношения? Неужели автор, чьим нецензурным выражениям, как пообещал директор, придадут «самое серьезное значение», находится сейчас среди них?

Хозяева наконец-то уловили диссонанс. «Ладушки, оставим эту неприятную тональность».

Александр Цодиков рассказал о грядущих премьерах. Он ставит «Медею» по пьесе Людмилы Разумовской, Александр Горбань -«За двумя зайцами» Михаила Старицкого, Михаил Заец — «Лейтенанта из Инишмора» Мартина Макдонаха.

Гастроли «Мойщиков» в Центре им. Мейерхольда, по словам Михаила Заеца и Владимира Коревицкого, прошли успешно, хотя были сложности: долго монтировали спектакль, едва успели провести репетицию. В зале собрались критики, журналисты, актеры, режиссеры, студенты театральных вузов, представители СТД, Немецкого культурного центра, эксперты «Золотой маски», руководитель международного фестиваля из Венгрии… Владимир Коревицкий привел мнение главного редактора журнала «Театральная жизнь» Олега Пивоварова: «Мы посмотрели спектакль, на котором нет налета провинциальности».

(О чем не упомянули на встрече, но что следует знать читателям: «Мойщиков» сыграли во второй раз после прошлогоднего фурора на «Коляда-Plays», где этот спектакль получил Гран-при; в главной роли занята Лада Исма-гилова; Лада уволилась в конце прошлого сезона из «Ангажемента»; в труппу драмы ее не приняли, но и замену исполнительнице пока не нашли, поэтому «Мойщики» выпали из репертуара. Я спросила Александра Цодикова, не решил ли он после московского показа принять Ладу Исмагилову в труппу? Ответ: «Нет»).

Были вопросы о здании. Владимир Коревицкий перечислил, что предстоит сделать за лето, и вновь предупредил, что могут пойти трещины, но это нормально, здание тяжелое, фундамент дает усадку.

Наконец-то Владимир Здзиславович признал, что есть проблемы с акустикой (ранее он отрицал это, утверждал, что «плохая акустика» большого зала — миф), однако не преминул заметить, что проблема отчасти актерская. Не умеют актеры «выпустить свой голос в пространство», а люди со сцены должны говорить не так, как мы говорим, в обычной жизни.

Сей же час Владимир Коревицкий вернулся к вопросу критики: «Мы не должны вести себя как унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла. Умная женщина-та, которая скрывает недостатки, показывает достоинства. Недостатки — это наш внутренний мир». Что ж, давайте сыграем умную женщину. Поговорим о приятном. В следующих сезонах ожидаются постановки двух французских режиссеров и гастроли «Гамлета», постановка болгарского режиссера, обмен гастролями с болгарской труппой, обмен театральными мероприятиями и актерами. Есть приглашение из Польши, на фестиваль и гастроли. Рассматривается сотрудничество с Венгрией и Финляндией. Возможно, состоится поездка в Чехию.

В общем, перед тюменским театром открылись большие возможности. Хватило бы денег и сил все осуществить.

***
фото: сцена из спектакля «Мойщики».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта