Стремление к пониманию
Майское заседание городской Думы оказалось предельно кратким и немногословным.
На рассмотрение 22 вопросов депутатам потребовалось менее полутора часов. То есть в среднем около 3,5 минут для принятия решения. В то время как, согласно повестке дня, на доклад планировалось раза в три больше. Впрочем, такая практика сокращений стала нормой с начала пятого депутатского созыва, когда в составе представительного органа власти стали работать не 16, а 35 депутатов. Вроде бы, и есть что сказать, но для высказывания каждой точки зрения необходимо время. И тогда катастрофически не хватает отведенных на обсуждение 10 минут.
Поэтому саму систему работы на заседаниях городской Думы с начала созыва перестроили, и главные дискуссии по всем вопросам стали проходить в «узком кругу», то есть на заседаниях постоянных комиссий. Насколько выигрывают депутаты от этой «узкой специализации» — непонятно. Конечно, каждый из них в курсе рассматриваемых проблем, но на обсуждении в расширенном составе могла родиться еще какая-нибудь истина.
Но есть вопрос, который считается неприкосновенным и не подпадает под сокращенный регламент обсуждения. Это отчет об исполнении бюджета. Как бы то ни было — бюджет всему голова. И времени, чтобы расставить все бюджетные точки, не жалко. Правда, бывали времена, когда этой теме на заседаниях Думы посвящали больше часа. Сейчас — гораздо меньше, и все-таки к бюджетным темам осталось самое пристальное внимание.
Главным в повестке заседания городской Думы 28 мая был отчет об исполнении бюджета за первый квартал 2009 года. Директор департамента финансов Светлана Черепанова вернула всех к реалиям сегодняшней жизни. За три месяца года бюджет города по доходам исполнен на 2 миллиарда 354 миллиона рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходная часть бюджета уменьшилась более чем на 40%. При этом почти две трети составили налоговые доходы и около трети — безвозмездные поступления из областного бюджета в форме дотаций, субвенций, субсидий и межбюджетных трансфертов. Неналоговые поступления (от арендной платы за землю, от сдачи в аренду муниципального имущества, отчисления части прибыли муниципальных предприятий и другие) заняли только десятую часть общего доходного «пирога».
Расходная часть бюджета за первый квартал исполнена на 18% от годовых показателей. Цифра не велика, но она отражает специфику «непоказательного» первого квартала. В аналогичном периоде более благополучного прошлого года расходы не превышали и 13%. В этом году, отмечала 20 мая на заседании постоянной комиссии по бюджету Светлана Черепанова, исполнительская дисциплина оказалась даже выше. Может быть, потому, что большую часть (более 20%) всех расходов составили текущие, первоочередного и социального характера. На капитальные, более сложные и хлопотные, выделялся минимум. В основном — только на погашение кредитной задолженности (более 99%) и на выплаты по обязательствам прошлых лет.
Штрихи к общей финансовой картине добавил председатель Счетной палаты города Тюмени Владимир Казанцев. Он отметил, в частности, что сокращение поступлений налогов объясняется отменой единого норматива отчислений на прибыль организаций и изменения норматива отчислений (с 38 до 30%) на доходы физических лиц. В результате поступления только от второго налога уменьшились более чем на два миллиона рублей.
Что здесь можно прокомментировать? Комментариев у депутатов, по сути, и не было. Хотя еще несколько дней назад на заседании постоянной комиссии по бюджету оценку исполнения главного финансового документа депутаты дали жесткую и категоричную. «Страшнее цифр я за свою практику еще не видел», — сказал тогда председатель комиссии Юрий Коновалов.
Несмотря на все сложности в формировании доходной и исполнении расходной части, решено внести изменения в систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Прежде всего, для того, чтобы както поддержать в этой кризисной ситуации малый бизнес. Почти вдвое — с 0,4 до 0,24 уменьшено значение коэффициента, учитывающего особенности размещения наружной рекламы. При этом для платной социально-значимой рекламы он будет равен минимальному значению — 0,005, а для коммерческой рекламы на транспортных средствах — максимальному (1,0). Определенную бюджетную поддержку при расчете арендной платы получат и арендаторы сооружений, предназначенных для оказания услуг водоснабжения и водоотведения.
Обсуждение оставшихся в повестке дня 14 вопросов было, скорее, схематичным. «Все вопросы заданы на комиссии», «все ранее детально обсуждено», «подробная информация представлена в раздаточных материалах» — такие формулировки прозвучали раз пять. Ожидаемой интриги не принесли даже итоги выполнения ведомственных целевых программ развития транспортных услуг, землеустройства, здравоохранения, а также программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и проведения капитального ремонта жилищного фонда. Все информации просто единогласно приняли к сведению.
Eдинственный всплеск активности неожиданно возник за минуту до голосования по поводу внесения изменений в Правила землепользования и застройки. Нажать депутатам на кнопки не дал председатель коллегии экологов общественного совета города Альберт Фахрутдинов. Он решил высказать свое несогласие с тем, как проводились публичные слушания по этому вопросу. Он предложил внести поправки в саму систему проведения публичных слушаний. Например, определить минимально-допустимое количество людей для принятия рекомендаций (например, 500), максимально приблизить место проведения слушаний к объекту обсуждения (в случае, если предметом дискуссии является потенциально-опасное производство), пересмотреть время проведения публичных слушаний в весенне-осеннее «дачное» время (с утра выходных дней на вечер будней). А также потребовать обязательного присутствия на публичных слушаниях депутатов городской и областной Думы по соответствующему избирательному округу и председателей органов ТОС. «Я пришел к вам, потому что на депутатов городской Думы у нас последняя надежда», — мотивировал свое незапланированное вторжение в церемонию принятия решений Альберт Фахрутдинов. Но согласно регламенту, принимать решения «с голоса» в городской Думе не принято. Депутат Олег Чемезов предложил заслушать председателя коллегии экологов на заседании одной из комиссий. И это всех устроило. По крайней мере, на почти единогласное (кто-то один оказался против) решение выступление эколога не повлияло.
***
фото: депутаты Максим Матейкович и Александр Лейс