Ирина и ЕГЭ
Иоднажды решила: хочу танцевать!
Вчера вместе с тысячами других тюменских девятиклассников сдавала ЕГЭ по алгебре и ученица 62-й школы Ира Захарова. Та девушка, что на снимке.
Да, перед вами Ири на Захарова, лауреат первой степени городского фестиваля-конкурса «Золотой микрофон» лауреат первой премии международного фестиваля «NeoArtZone Turkey-2008», лауреат первой премии регионального этапа Всероссийского конкурса «Роза ветров-2009» Одна из ее последних значительных побед -Гран-при на международном фестивале «Золотые купола-2009» в Тобольске.
«Мне впервые не поверили, что Ира моя ученица, — рассказывает педагог детской школы искусств «Гармония» Елена Романова. -Спрашивали: в каком хореографическом училище занимается ваша девочка? Я говорю: в тюменской школе искусств. — А до этого, спрашивают, в каком училище она занималась?»
Победа на фестивале «Золотые купола» была очень важна для Иры. В прошлом году она уже ездила в Тобольск, стала лауреатом первой степени, но Гран-при уступила японке Агате Миюки. И вот новый конкурс. «Когда объявили, что первое место в номинации «Хореография» жюри решило не присуждать, Ира чуть не заплакала», — вспоминает мама Надежда Геннадьевна.
Зато когда сказали, что Ира получает фестивальный Гран-при, заплакала мама.
ДЕВОЧКА С ПРИРОДОЙ
— Такие звездочки, как Ира, — они что, раз в сто лет рождаются? -спрашиваю Елену Романову.
— Да нет, вообще-то талантливых детей много, — говорит Елена Николаевна. — У нас в каждом классе есть такая девочка -«с природой».
К сожалению, чаще педагогам приходится наблюдать, как дети, которых природа щедро одарила полезными для танца качествами, постепенно уступают позиции менее талантливым, но более упорным. То, что дается легко и без усилий, не очень-то ценится. Такой вот эффект. А у Иры все сошлось — и талант, и фантастическая работоспособность, и огромное желание танцевать. Ну, и еще отдельное спасибо маме.
МАМА
Надежда Захарова отказывается признать свои неоспоримые заслуги.
— Я просто даю ребенку то, что мне самой недодали родители, -пожимает плечами она. — В детском саду, куда я ходила, проводился набор детей в ансамбль танца, и меня единственную отобрали. А мама сказала, что ей некогда меня водить.
Надежда Геннадьевна учла этот опыт. Столько лет она возила дочь на занятия — из заречной части города, где они живут, на улицу Холодильную. Часами сидела там в коридоре, ожидая, когда закончатся уроки. Нынче первый год, как Надежда Геннадьевна вышла на работу. До этого ее основной работой была забота об Ире.
«До шести лет она была маленькой разбойницей, а потом вдруг стала вот такой… девочкой, -вспоминает мама. -И твердо заявила, что хочет танцевать».
Мама отдала Иру в хореографическую студию — фактически, кружок — в спортивно-оздоровительном центре недалеко от дома. А потом забрала оттуда и привела в хореографическое отделение школы искусств. За что от завуча школы Елены Романовой ей еще одна благодарность.
ГАДКИЙ УТЕНОК
— Вы бы видели, какая она пришла к нам в третий класс, — рассказывает Елена Николаевна.
— Очень сутулая, прогиб позвоночника, крыловидные лопатки. Травмы из-за неправильной — слишком ранней, — постановки на пальцы. По народному танцу больше тройки она не получала. Я решила, что все, ребенок сдался. Но она вдруг потихонечку начала прибавлять.
В шестом классе Ира занималась хореографией уже семь дней в неделю (а то и все восемь). Ходила на уроки классического танца с восьмым классом. «Выносливость, работоспособность, умение видеть нюансы — «работать глазами», — так характеризует Иру ее педагог. И все-таки.
Ире «не повезло родиться в маленьком городе», говорит Елена Романова. В маленьком городе Тюмени, где даже нет хореографического училища. А без него профессиональной балериной Ире Захаровой никогда не стать. Да и поступать туда надо было лет десять назад.
«Артисткой балета она уже опоздала быть, — объясняет Романова. — Зато она может стать педагогом, планирует через два года поступать в Ханты-Мансийский филиал Московского университета культуры и искусств. Ну, и, наверное, будет танцевать, пока учится». В Ханты-Мансийском филиале есть ансамбль классического танца, его возглавляет заведующий кафедрой хореографии Александр Мунтагиров, сам в прошлом премьер-танцовщик Челябинского театра оперы и балета. Кстати, он был председателем жюри Тобольского конкурса. Елена Николаевна надеется, что Мунтагиров Иру запомнил.
МАТЕМАТИКА И ЖИЗНЬ
«А как у Иры в школе?» — спрашиваю маму Надежду Геннадьевну. «В школе трудно, — отвечает она. — Не с уроками трудно, а просто в школе».
Оно и понятно. «Уже в десять лет будущие танцовщики чувствуют собственную исключительность, работая в балетном зале, когда простые смертные гоняют мяч на улице», — прочитала я на страничке, посвященной Александру Мунтагирову, в электронной энциклопедии «Кто есть кто в Большой Сибири».
Что до Иры, то она достаточно скромна, чтобы не выпячивать свою исключительность; но вот беда — Ирины одноклассники и сами наверняка чувствуют, что она «не такая».
Хоть и сдает вместе со всеми экзамен по математике.
***
фото: тюменская девятиклассница Ирина Захарова в роли Раймонды (вариация из балета «Раймонда» на музыку Глазунова);вариации из балетов «Шахерезада» и «Раймонда» исполняет Ирина Захарова;вариации из балетов «Шахерезада» и «Раймонда» исполняет Ирина Захарова