Непаханое поле для малого бизнеса
К 2012 году вклад малых и средних предприятий в ВВП страны должен вырасти с нынешних 21% до 32%.
Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему внутреннего валового продукта. Только сделать это будет нелегко, констатировала директор департамента стратегического развития Светлана Барейша на второй областной конференции «Малый бизнес в современных условиях», прошедшей во вторник. Сейчас доля России в мировом ВВП составляет всего 3%, в то время как США — более 20%. И чтобы «догнать и перегнать», придется поднатужиться. К тому же, основной объем национального валового продукта в развитых странах определяет малый бизнес. Например, в Японии соотношение малых и средних предприятий к предприятиям крупным составляет 99,7% к 0,3%. У нас же эта пропорция, скорее, перевернута. Главную скрипку по-прежнему играют гиганты и монополисты.
Хотя общими усилиями машину малого бизнеса, которая лет 70 пылилась в гараже, удалось завести.
Только в Тюменской области, например, ежегодный прирост количества единиц малого бизнеса измеряется тысячами (6000 единиц — в 2008 году), или около 15%. Всего же, по словам депутата Государственной Думы Екатерины Семеновой, в этой сфере производства в России сейчас занято более 10 миллионов человек. Однако, констатировала депутат, «четкого механизма» дальнейшего повышения доли малого бизнеса «пока нет». Какие-то варианты поддержки предпринимателей правительство предлагает, какие-то только рассматривает. Все еще в начале пути. Впрочем, что бы власть ни предложила, считает член президиума областного совета по развитию предпринимательства Алексей Салмин, «это — не волшебная палочка». Специфика российского предпринимателя в том, что он всегда «должен рисковать». Даже кризис нам не так страшен, потому что наш малый бизнес закален испытаниями. Алексей Сал-мин, например, сказал: «Я 20 лет занимаюсь бизнесом, и 20 лет нахожусь в кризисе».
Для нас кризис — не приговор, а, по словам заместителя губернатора Тюменской области Александра Моора, «возможность переосмыслить ситуацию».
В любом случае, «нет повода опускать руки», считает генеральный директор областного фонда развития и поддержки предпринимательства Ольга Езикеева. И у нее есть право так утверждать, поскольку она только пять месяцев руководит фондом, а до этого лет десять была «по ту сторону трибуны», занималась предпринимательством. По ее мнению, тюменский предприниматель -человек дела, амбициозный, инициативный, готовый брать на себя 100 процентов ответственности. Ему можно и нужно помогать, но лучше просто не мешать.
А свободную, еще не занятую никем нишу найти всегда можно. Малый бизнес — более гибкий, мобильный и приближенный к потребителю, ему проще перестроиться под изменчивый спрос и конъюнктуру, настроиться на инновации. В качестве наиболее перспективных ниш Светлана Барейша назвала такие тенденции на рынке товаров и услуг, как забота о здоровье, стремление к приключениям, информационные услуги, товары класса люкс, экологическая безопасность…
Большой потенциал есть в Тюменской области и для развития различных форм туризма. Один из самых перспективных — деловой туризм. Но пока его потенциал у нас «недоиспользован», и на этом поле мы проигрываем в конкурентной борьбе Екатеринбургу.
Благодаря миллиардным вложениям в Тобольский кремль, хорошо развивается последние годы в области историко-познавательный туризм. Но очевидный его минус — в краткости пребывания туристов (как правило, один-три дня). Чтобы это направление пошло в гору, за него надо взяться малому бизнесу: разрабатывать турмаршруты, привлекать клиентов, обустраивать инфраструктуру.
Неплохой бизнес можно выстроить в нашем регионе на рыболовном и охотничьем туризме. В последнее время за счет средств областного бюджета построено семь охотничье-рыболовных баз. Но рыбные места еще есть.
Можно и не забираться так далеко в тайгу, а «раскрутить» свое фермерское хозяйство. Разводить косулей, лосей, кабанов. Чистый воздух, здоровая еда, элементарное охотничье хозяйство… И желающие вернуться на природу найдутся. Привлекательным для туристов может быть и так называемый агротуризм, или «домик в деревне». Такие сельские подворья уже открыты, например, в Нижней Тавде. В Европе бум агротуризма начался еще в 70-х годах.
Можно найти и еще более экзотические варианты туризма. Есть определенный спрос на туры, связанные, например, с проживанием в воинских частях, туры на буровые и прииски, к народным целителям, свадебные, ремесленные.
В общем, для малого бизнеса вокруг — «поле непаханое». Но и нерешенных проблем еще масса. В проекте резолюции, принятой конференцией, особое внимание уделено поддержке развития социального предпринимательства и созданию в области объединения молодых предпринимателей. А главное из того, что было принято на прошлой областной конференции — о придании проблеме развития малого и среднего предпринимательства статуса национального проекта -стало рекомендацией государственного масштаба.
***
фото: о том, что такое малый бизнес, не понаслышке знает тюменский сапожник Виктор