X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Люди с кукольного завода

Я уверена, одно из самых интересных мест, которые только можно вообразить, — это поделочный цех в театре. Особенно, если это театр кукол и масок.

Поделочные цеха нашего кукольного театра с утра гудят, как улей: по коридору то и дело проходят бутафоры и реквизиторы. Где-то за дверью одного из кабинетов размеренно шумят швейные машины.

Люди улыбаются, здороваются; не отрываясь от дела, пьют утренний чай; перебирают лоскуты ткани, примеряют на себя не готовые еще головные уборы… Кто бы мог подумать, что на заднем дворе красивого театрального здания есть небольшой домик, где каждый день создаются костюмы, декорации, а главное, те самые куклы, которых мы привыкли видеть на сцене!

Цех делится на несколько отделов. Бутафорский, где «доводятся до ума» декорации и мастерятся разные любопытные вещицы. Швейный, где воплощаются в жизнь идеи художника относительно сценических костюмов. Костюмерная, где потом удивительные наряды хранятся. Склад кукол, где людей нет, но зато живут любимые детские персонажи — Золотая рыбка, Карлик Нос, малыш Сэмбо и многие другие. А еще декорационный цех, где идет настоящая мужская работа с деревом и металлом.

В поделочных цехах бытует свой язык, который человеку постороннему понятен не сразу.

— Катя у нас бутафор-виртуоз! — говорят коллеги о Eкатерине Поликарповой, скромно пьющей чай в сторонке.

— Это как? — удивляюсь непривычному сочетанию слов.

— Бутафор должен все уметь, — объясняет она. — И швеей быть, и закройщицей, и сапожником, и скульптором… Все мои коллеги имеют художественное образование, но виртуозами становятся уже здесь. Нужно, к примеру, изготовить обувь для постановки — учись!

Помимо Eкатерины в отделе бутафории, помещении, расцвеченном всевозможными лоскутками, яркой бумагой, эскизами и чем-то еще, чему и названия сразу не подобрать, работают Виктория Лузина и Наталья Коваленко.

Виктория примеряет на себя кусочки блестящей ткани для костюма, который готовит к предстоящему капустнику. Он посвящен уходу на пенсию заведующей постановочной частью Людмилы Баклановой, которую здесь очень уважают. Наталья мастерит шляпку. За ее спиной — стол с очень старой производственной швейной машиной, которой здесь пользуются только в тех случаях, когда нужно «прострочить» очень плотную ткань. В остальном же бутафоры предпочитают работать руками или иногда заимствуют машины у швейного цеха.

Швеи — это те люди, которым знакомы все капризы артистов по поводу одежды. Они знают, на ком костюм, «как на огне горит», а кто работает аккуратно и чинить свои наряды приходит крайне редко.

Вера Геннадьевна Рязанова как раз дошивает мягкие декорации для готовящегося в эти дни спектакля «Минута славы», пришивает к черному полотну зеленое дерево, пока больше похожее на кактус.

— Вот здесь мы и делаем спектакли, — улыбается она.

Eсть в театре цех, где работает только один человек — Виктор Андреевских, мастер на все руки. В официальных бумагах его должность звучит так — технолог по изготовлению игровых кукол и декораций.

— Не знаю я, какая у меня должность, — смеясь, разводит руками Виктор Викторович. — Изготовитель, наверное. Хотя изготовитель — ну что это за профессия такая?!

Про себя я сразу посвятила Андреевских в «мастера», потому что есть такие люди, которые просто умеют все. Говорят, Виктор Викторович работал в театре актером, и актер из него был хороший. А потом он решил, что создавать основы для кукол и декораций, сами декорации из металла, дерева и других материалов, которые сложно обрабатывать, — его призвание.

Eго цех, где все разложено по полочкам, столам, верстакам, где в углу стоит почти незаметный старый фен, какими пользовались в парикмахерских лет 35-40 назад, где в маленькой кладовке сложены трубы, а в коридоре — листы фанеры, и выглядит как место работы мастера на все руки.

— Здесь так пусто, потому что все декорации уже на сцене, — объясняет Виктор Викторович. — Вот, только фонарь осталось доделать.

В его мастерской остались только эскизы: на бумаге уже изготовленный трон Кощея, основа для крыльев дракона, с которой сейчас работают бутафоры, обтягивая основу тканью. Даже огромные металлические ворота с надписью «Волшебный парк культуры и отдыха» — это его творение.

— А ничем не занимаюсь, — улыбаясь, отмахивается от вопроса о процессе работы Виктор Викторович. — К бутафорам в гости хожу кофе пить!

По поводу фена шутит, что иногда обливается в цехе холодной водой, а потом «наводит кудри». Но потом уже серьезно объясняет, что иногда скрепленные между собой детали декораций нужно просушить.

На часть вопросов работники поделочного цеха отвечали примерно следующим образом: «Художник решил, что нужно сделать так», «Вот художник придет, спросим», «У нас художник знаете какой замечательный!»

Главного художника театра Сергея Перепелкина, и правда, можно чаще всего увидеть здесь в цехах: вместе с другими он мастерит необходимый для того или иного спектакля реквизит. Вот и сейчас, аккуратно расправив на коленях рабочий фартук, он «шкурит лягушню» — вырезанную из легкого пористого материала (видимо, цветного пенопласта) симпатичную лягушку. О себе говорит мало («Что рассказыватьто?»), зато работники цеха говорят, что художник часто сам создает и кукол, и детали декораций, причем любит доводить дело до исчерпывающего финала. Смотришь на созданное им и понимаешь: ни убавить ни прибавить, все сделано, как нужно.

Убеждаешься в этом, когда, наконец, попадаешь на склад кукол. Простые тростевые куклы, планшетные, сложные марионетки… Грустные, злые, смеющиеся, милые — какие только возможны. Отполированные до блеска куклы Сергея Перепелкина, колоритные, рыжебородые, похожие на персонажей его картин, куклы Александра Чемакина, добрые — Ольги Трофимовой. Классические марионетки на ниточках, закрепленных на «коромысле». Чтобы они «ходили», «жестикулировали» и «говорили», актер должен обладать уникальной пластикой, без которой, например, актер драмы может в некоторых случаях и обойтись. Причем ходить и жестикулировать каждая кукла должна по-своему: кокетливо, мужественно, нервно.

Нужно быть волшебником, чтобы это тряпичное тельце с головой из папье-маше по-настоящему ожило.

Пресс-атташе театра Любовь Чмутина с удовольствием показывает каждую куклу: Старика и Старуху (они представлены в нескольких вариантах и отличаются друг от друга богатством нарядов) из сказки о Золотой рыбке, фантастических кукол-актеров из любимого тюменцами спектакля «Король-Олень».

Уходить со склада не хочется, тем более каждый человек из большого поделочного цеха внес в создание этих кукол и декораций свою лепту, частичку фантазии. И получилась сказка!

Общую работу этих действительно замечательных людей можно будет увидеть 1 июня. В театре состоится показ комедии «Проказники» и премьера спектакля «Минута славы», которую поставила режиссер Наталья Явныч.

***
фото: Любовь Чмутина показывает свою любимую куклу;маленькая армия марионеток;мастер Виктор Андреевских – хозяин сварочного цеха;внизу – бутафор Виктория Лузина готовится к капустнику;главный художник Сергей Перепелкин всегда с цветами, даже если цветы бутафорские;у костюмера Ольги Коростелевой ни минуты свободного времени;мягкие декорации от Веры Рязановой

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта