Художники стали доступнее и ближе
Оказывается, в Тюмени есть интересные художники! Примерно такую фразу каждый день слышит Марина Лебедева — организатор выставки «Слово как повод», что работает в галерее «Монмартр».
— Люди удивляются, когда приходят сюда, — рассказывает Марина. — Они почему-то уверены, что все настоящие художники живут в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому, когда понимают, что все представленное здесь сделано такими же тюменцами, как они сами, приходят в восторг.
И есть от чего: в зале собраны работы авторов, работающих в разных стилях и технике. Рекламные плакаты, станковая живопись, игрушки, графика — все гармонично соседствует, видоизменяя пространство зала, делая его причудливым, наполненным цветом.
В основу экспозиции легла простая идея — показать иллюстративную часть работы наших художников. Те рисунки, что мы видим на рекламных щитах города, в книгах, и те, что созданы «по мотивам» литературных произведений. Марина говорит, что иллюстрация — это неотъемлемая часть работы и жизни художника, только выставки из таких картинок собирать как-то не принято.
«Рисунки», «картины» — название в некоторых случаях условное. Например, один из участников выставки Дмитрий Шкляр, начитавшись стихов Николая Гумилева, создал коллекцию оригинальных масок. Потом их сфотографировали и напечатали снимки.
Так что плакаты соседствуют с живописными полотнами, игрушки Натальи Таберт — с затейливой, мрачной графикой Александра Кухтерина. Художник Татьяна Гамзина приготовила для экспозиции свои акварели по мотивам русских и европейских сказок: уютные, по-настоящему сказочные, ими хочется украсить стены в комнате ребенка. Как и большим полотном Таберт «Хроники Нарнии». И картинками мастерицы Милы Кузнецовой, больше известной своими куклами, — она приготовила для выставки тканевые картины. Особенно хороша ее нарядная Курочка Ряба. Здесь же эскизы костюмов и декораций дизайнера театра «Мимикрия» Марии Лапцевич.
Отдельно Марина Лебедева выделяет работы Олега Власова, художника, которого уже нет в живых. Оригиналов его картин, посвященных творчеству Владимира Высоцкого, на выставке нет, но есть качественные копии.
— Ведь никто из посетителей не знает, что этот человек умер. Получается, что он попрежнему здесь, среди нас. Участвует в выставке…
Экспонаты, «сделанные руками», расположены на стенах, а работы, выполненные при помощи компьютера, подвешены к потолку.
— Висящие в воздухе, они символизируют беспроводной Интернет, невесомость, — объясняет Марина. — Они же сделаны в виртуальном пространстве, которое нельзя потрогать. И оригиналы этих картин потрогать нельзя, только если распечатать картинку на принтере…
— Можно ли назвать художником человека, который рисует при помощи компьютерной программы? — спрашиваю я.
— Да. Компьютер — это просто новый способ реализации художника, — считает Мрина. — Изначально художник мог только углем на скалах рисовать, у него не было других инструментов, способов. Но прогресс-то никто не отменял.
Под каждой картиной есть электронный адрес автора.
— Обычно бывает так, что художник и те, кто покупает его работы, не видятся, не общаются, — объясняет наличие адресов Марина. — Художник принес работу в галерею и ждет, когда ее купят. А ведь интересно пообщаться, познакомиться, художнику любопытно, каким людям нравятся его картины. Мы решили, что возможность так называемой обратной связи должна быть.
Спрашиваю: надеются ли авторы, что их работы купят?
— Ну, конечно, надеются. Это означает, что работа понравилась настолько, что покупатель готов за нее заплатить приличную сумму денег. С другой стороны, все авторы — люди работающие, имеющие постоянный заработок. Поэтому на продажи в галерее они не слишком рассчитывают. Погони за деньгами нет.
Лично мне вообще показалось, что выставка не столько ориентирована на то, чтобы показать достижения наших художников, сколько для того, чтобы зрители остались довольны. Большинство картин продублировано на открытках, напечатанных специально к открытию выставки. Не можешь приобрести большое полотно — возьми копеечную открытку, унеси домой кусочек выставки. Не нужна стопка открыток? Можно купить диск, где записано портфолио участников.
Приятно думать, что наши художники, вероятно, начисто лишены снобизма, раз разрешают тиражировать свои работы в угоду тем, кто очень хочет украсить ими свой дом, но не имеет больших денег. Хочется даже накупить этих открыток и раздарить иногородним друзьям в качестве колоритных презентов из Тюмени.
— Искусство должно приносить радость, — уверена Марина.
На открытках и дисках нет только работ Александра Чемакина, потому что он принес их в последний момент, и все, что успели — развешать их по стенам.
В организации экспозиции Марине помог директор «Монмартра» Давид Хевсуриани, освободивший для тюменских художников один из залов. А все остальное авторы сделали самостоятельно. Галерея расположена по адресу: улица Республики, 94.
***
фото: Марина Лебедева;полотна художников в открытках;виртуальная часть экспозиции размещена над… головами посетителей;внизу – Давид Хевсуриани;эту маску изготовил Дмитрий Шкляр по мотивам стихов Николая Гумилева;персонаж Александра Чемакина