X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Сказка без огонька

Не по щучьему велению, а по чиновничьему хотению появился в тюменском театре кукол спектакль «Проказники».

Заказ на постановку поступил из обкома по культуре. Спектакль посвящен правилам пожарной безопасности.

Пожарные обеспечили постановщиков ценными советами, методическим материалом и формой (правда, перед премьерой выяснилось, что это форма старого образца: кители, брюки и юбки защитного цвета; между тем, сотрудники противопожарной службы, войдя в систему МЧС, сменили эти костюмы на синие комбинезоны).

Можно сказать, пожарные — соавторы спектакля. Кроме того, они герои, причем очень симпатичные: капитан Дымов, лейтенант Спичка, инспекторы Соня Огонькова и Анфиса Водолейкина. Соня и Анфиса любят сказки и тайком от начальства играют в кукольный театр, а начальники, Дымов и Спичка, только с виду строгие, на самом же деле готовы подыграть сотрудницам.

Вместе они придумывают сказку о маленьких проказниках, Кощейчике, Емельяшке и Ягешке, которых родители — соответственно Кощей, Емеля и Баба Яга — отправили в школу для обучения грамоте и ОБЖ.

Обычно у пожарных другая роль, они приходят в искусство путями эвакуации: проверяют соблюдение норм безопасности и, если что не так, грозят закрыть культурные учреждения для массовых мероприятий. Эта роль больше отрицательная, чем положительная. Никто не любит людей, которые что-то запрещают. И вот в спектакле пожарные сменили имидж: не суровые стражи, неумолимые контролеры, а взрослые дети. Взрослые, но дети. Это и делает их обаятельными.

К сожалению, образ пожарных — единственная удача постановки.

Сюжет вялый, невнятный, пролог затянут. Финал предсказуемый, остается только ждать, когда все завершится перевоспитанием маленьких проказников. Общение с залом пугает натужной веселостью. Больно смотреть на актеров, в особенности на актрису в роли Сони Огоньковой: ей выпало быть главным массовиком-затейником, и она, бедняжка, должна широко улыбаться на протяжении всего спектакля. Наверное, лицевые мышцы у актрисы просто-таки стальные.

«Проказники» — выездной спектакль. То есть, предназначен для показа за стенами театра, в летних лагерях, например. На выезде он будет иметь успех за счет конкурсов: кто быстрее размотает и замотает пожарный рукав, кто быстрее отгадает загадки.

О художественных достоинствах говорить смешно, и так же смешно надеяться на профилактическую функцию спектакля. Викторина перед представлением, похожая на инструктаж, ничего не добавляет к давно известной информации.

Если уж делать «заказуху» (но остается вопрос, надо ли ее делать), то почему бы не сосредоточить внимание на алгоритмах поведения при пожаре? Детям в очередной раз повторили, что надо звонить «01». Откуда звонить, когда у ребенка нет телефона? И наоборот, когда у ребенка есть мобильный, какие цифры следует набирать? И что делать раньше: звонить или спасаться от огня и дыма?

Это лишь один момент, есть и другие. Взрослые знают, какое сложное дело — профилактика, однако в разговоре с детьми притворяются новичками, твердят банальности.

Возвращаясь к вопросу, нужна ли «заказуха»: от конъюнктурных спектаклей не бывает ни пользы, ни радости, а вот вред существенный. Только кажется, что театр легко, без особых затрат отрабатывает деньги. На самом же деле затраты серьезные, прежде всего душевные. Происходит деморализация актеров и дискредитация искусства.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта