X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Война без видимых причин

Мало кто знает, но в городе развернут невидимый фронт. И каждый день пядь за пядью мы теряем землю. Иногда ее захватывают парковки и новостройки, часто она просто становится непригодной для прогулок.

Так случилось с участком улицы Ямской. Раньше здесь было приятно гулять до набережной мимо красивого легкоатлетического манежа и исторического здания ТИУ. Теперь там велодорожка и крайне узкий проход для пешеходов — еще и опасно прижатый к автомобильной трассе.

Можно было бы прогуляться до набережной по другой стороне дороги — там стоят старенькие деревянные дома, которые были укрыты от машин деревьями с крупными кронами. В этом году тенистая аллея превратилась в пыльную асфальтированную сковородку. Очередная прогулочная зона была потеряна, осталось только ее оплакивать.

Все городское благоустройство будто кричит нам — город не для прогулок, а для быстрого перемещения. Гуляйте по набережной, в парках, скверах. То есть в специально отведенных для этого местах — красивых и редких. А городские улицы — это артерии для многочисленных автомобилистов.

Именно поэтому в опросе, проведенном губернатором Александром Моором, массовое распространение веранд на улицах поддержали более 79 процентов горожан. «Даже просто выставленные на тротуар без лишних украшений столы и стулья создают особый уют», — признался сам губернатор.

Да, многие наши улицы-артерии благодаря симпатичным верандам приобрели приятный вид для пеших прогулок. Но некоторым автомобилистам это не понравилось, да и для пешеходов не все веранды одинаково хороши. Я провела свой опрос среди горожан о том, как они видят развитие пешеходных зон, нравятся ли им уличные веранды и кому все-таки должен принадлежать город — водителям или пешеходам?

Автомобильный фланг

— С окраины вообще шикарно добираться! Особенно когда автобус пять раз в день только ездит. Зачем эти мучения, если есть возможность добираться в комфорте и когда хочешь? — вопрошает в комментариях к опросу губернатора автомобилистка Юлия Ведерникова.

Так Юлия отреагировала на предложение другой горожанки и активистки урбанистики Любови Сезоновой организовать в городе парклеты — то есть переоборудовать парковочные места в новые общественные пространства. Таким образом оградившись от автомобильной дороги.

— Эта идея появилась в Сан-Франциско в 2005 году — активистами вместо одного из парковочных мест на деревянной платформе было установлено дерево в кадке и расстелен газон, — рассказала мне Любовь Сезонова. — Позже в других городах подобные конструкции стали дополнять лавочками, столиками, клумбами. После Сан-Франциско идею парклетов подхватили Лондон, Ванкувер, Мельбурн, Чикаго, Мехико и множество других городов. Нужно отметить, что парклет не капитальная конструкция и не принадлежит частному лицу, использовать его могут все горожане. Обычно парклеты убирают на зиму или если возникает такая необходимость. Главная их цель — очеловечить город, вовлечь пешеходов в использование улиц не только для транзита.

Главная выгода для города, по мнению Любови Сезоновой, — земля не простаивает под одним-двумя автомобилями, а используется множеством людей. Ведь в центре города каждый клочок земли стоит больших денег, а один автомобилист может занять ее на целый рабочий день. Пользу парклеты приносят и бизнесу, в 2013 году University city district (сеть университетов в США) провела исследование, в котором владельцы ближайших точек общепита сообщили о 20-процентном увеличении продаж в первые две недели после установки парклетов.

Впрочем, у автомобилистов тоже есть своя правда. Им хочется добираться до центра города в комфорте, и это совершенно обоснованное требование.

— Eвропа уже прошла этот путь до нас. Там тоже сначала ориентировались на автомобили. Но быстро стало понятно, что всем места не хватит, а город очень обеднеет на красивые прогулочные зоны, — объяснила Любовь Сезонова. — Теперь там перед постройкой жилого района сначала тянут новую трамвайную ветку, чтобы не было нужды покупать машину для ежедневных поездок на работу. Вместо подземных и надземных переходов рисуют зебры и ставят светофоры с островками безопасности, чтобы любой пешеход, даже старенькая бабушка и инвалид на коляске, могли безопасно передвигаться по городу. Сужают дороги и высаживают деревья, чтобы в жару была тень, а в холод — защита от ветра. Среда становится менее враждебной, и люди начинают себя чувствовать комфортно и вне автомобиля.

Удивительно, но и среди автомобилистов есть сторонники отказа от машин в центре города.

— От лица всех автомобилистов как автомобилист со стажем в 25 лет скажу — мы об-наг-ле-ли! — поделился мнением Дмитрий Зеленин, художник и стрит-арт-активист. — Мы привыкли, чтобы наш автомобиль был припаркован у крыльца. Проблема якобы недостатка парковок абсолютно надуманная, на самом деле нам просто лень прогуляться пару кварталов до нужного места. Так что вот мое мнение: автомобилисты пусть останавливаются где-нибудь подальше от центра и гуляют по городу пешком.

Пешеходная рота

На нашей шумной и очень популярной набережной есть уютное и, что особенно редко, тихое местечко. Двери «Конторы пароходства» закрыты для посетителей, но само здание живет. Ведь прямо на его пороге кофейня «Дом у реки» организовала летнюю веранду. Каждый день девушки- работницы кофейни несут в «Дом у реки» свежие растения в плетеных корзинках, ими украшают столики. Здесь стоит приятный аромат — от зелени и выпечки. А еще здесь можно не только посидеть, но и поваляться в креслах-мешках. Так пустая «Контора пароходства» действительно стала похожа на уютный домик у реки, жители которого отдыхают на его крыльце. Место полюбилось горожанам для фотосессий. Это один из удачных примеров того, как предприниматели могут украшать и оживлять город, гармонично вписывая свои идеи в его пространство. Но бывает и иначе.

— Летняя веранда, безусловно, хорошее украшение улицы, но только когда не является капитальным строением, это должно быть что- то легкое и мобильное, — рассказывает Кристина Шелемеха, руководитель общественной организации «Городские проекты». — Второе важное условие: веранда не должна отгораживаться от улицы, ее задача интегрироваться в нее. Иначе происходит захват земли.

Пример такой веранды в Тюмени можно посмотреть на пересечении улиц Мориса Тореза и Ленина. Там шаурмичная сделала себе веранду с искусственной зеленой травой и белыми шторками. Прямо на перекрестке в центре города это неприемлемо. Это классический захват улицы.

Идею парклетов Кристина поддержала как временную меру для помощи малому бизнесу в условиях пандемии. По ее мнению, горожане только выиграют, если удастся спасти больше симпатичных кафе.

В целом же война между автомобилистами и пешеходами — искусственная. Все мы одинаково хотим комфорта, безопасности и красоты. И если бы все это было организовано за пределами автомобиля, то многие сознательные водители сами пересмотрели бы свой подход. Одними верандами и парк- летами, впрочем, проблему пешеходных пространств не решить, здесь нужен комплекс мер: озеленение (в том числе сохранение тех деревьев, что уже есть), комфортный общественный транспорт, расширение пешеходных зон. И не стоит также забывать, что даже на такой условной войне — потери трудно восполнить. А некоторые не получится никогда.

ФОТО ДEНИСА МОРГУНОВА И VARLAMOV.RU

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта