Карантин показал, как мы уязвимы
Eлена Гультяева, заведующая консультативным отделением Тюменского кардиологического научного центра, врач-кардиолог высшей категории, к.м.н.
— Любая неординарная, сверхординарная ситуация меняет уклад жизни, работы, уклад мысли. Мы стали более тщательно и строго соблюдать меры безопасности, включающие не только ношение масок и респираторов, но и более частую санитарную обработку. Отношение к работе стало еще требовательнее.
Во время пандемии при сердечнососудистых заболеваниях большое значение имеют превентивные меры — соблюдение диеты, умеренной физической нагрузки, сохранение психологического комфорта, регулярный прием лекарств. Я — за разумный тип питания, когда можно есть все, но понемногу, не должно быть фанатизма. Сейчас, когда люди оказались выбиты из привычного ритма жизни, важно дозировать и физическую нагрузку. Лениться не надо, но и особо усердствовать тоже. Лучше всего ходьба, танцы, йога, тренажерный зал. И, конечно, должна быть моральная поддержка, положительное эмоциональное общение с людьми, с которыми вам приятно. Не перестаю повторять: человеческий организм уникален, к нему надо прислушиваться, быть с ним в ладу. Ведь паника, страх, неуверенность, неизвестность, любая стрессовая ситуация приводит к снижению иммунитета, к ухудшению состояния сердечно-сосудистой системы.
Пандемия заставила всех задуматься и о жизни в целом. Карантин показал, как мы все уязвимы как на микро-, так и на макроуровне. Пришлось перестраивать законодательство, регулировать экономику, ограничивать социальные связи. Eще полгода назад мир и не представлял, что можно запретить перелеты между странами, неделями не выходить на улицу. Сначала многим казалось смешным, что какой-то маленький вирус способен вызывать такие тяжелые и непредсказуемые изменения. Поменялось все. И сразу.
А как мобилизовались медики! И не только из чувства долга. У медиков — другой взгляд на мир, другое отношение к жизни. Eсли кто-то нуждается в помощи, кому-то плохо, мы соберемся и сделаем все возможное. В кардиоцентре на какое-то время закрыли амбулаторный прием, большинство врачей перешли работать в стационар. Неважно, что они не работали там до этого. Они мгновенно переучились. Как и доктора в других клиниках. Это позволило всей российской медицине сплотиться и сделать все, чтобы избежать катастрофических последствий. Врачу очень важно знать, что он помог пациенту, что больному стало легче. Пусть сначала только психологически.
Конечно, мы все переживем. Справимся и с этой трудностью. Но пока никто не знает, сколько это займет времени. Поэтому сейчас так важно искренне заботиться друг о друге, нести добро. И обязательно хорошо делать свое дело.
***
фото: