Хочется смотреть на мир шире
Пандемия встряхнула всех. Несмотря на то, что первая волна паники уже сменилась апатией (и неизвестно, что в данном случае хуже), тема COVID-19 оставила след не только в медицине и экономике, но и в искусстве.
Мы уже рассказывали, как на коронавирус отреагировали поэты, настала очередь художников.
.Художник в Китае больше, чем художник. Это еще и иллюстратор к газетным репортажам, немного пропагандист и наследник традиции героического соцреализма. Помните советские плакаты с улыбающимися колхозниками? В Китае они преобразились в мужественных врачей в полной противочумной экипировке. Были и очень трогательные работы. Например, картина, где маленькая дочка прощается с мамой-медсестрой. В интернете можно найти видео, по мотивам которого родилась картина. На нем дочка говорит маме:
— Мам. Я очень скучаю по тебе!
— Мама борется с монстрами. Однажды я вернусь домой, когда вирус будет побежден. Будь умницей, — со слезами на глазах отвечает женщина.
Но другие работы китайских художников, выполненные в кроваво-красных тонах, напоминают военные плакаты. Что раскрывает, насколько серьезно Китай отнесся к угрозе коронавируса.
В Италии родилась традиция выходить на балконы и аплодировать докторам и медсестрам. Там же появились наиболее трогательные работы, одна из которых стала известна на весь мир. Это картина с медсестрой, что нежно держит на руках Италию и баюкает ее, как младенца. Стрит-арт появился в Бергамо, где зафиксирована самая высокая смертность от коронавируса.
В Германии сконцентрировались на высмеивании перегибов. Одна из самых известных работ называется «mein Schatz!» (мое сокровище). Художник изобразил Голлума из «Властелина колец», лелеющего на ладони туалетную бумагу. Прошлись по потребительскому ажиотажу и российские художники. Уличный художник Loketski создал инсталляцию в Санкт-Петербурге. Пакетами гречки, приклеенными к забору, он выложил призыв: «Спокойствие!» Правда, продержалась инсталляция недолго, гречку растащили — товар нынче востребованный.
В Eкатеринбурге уличные художники превратили гранитные шары на набережной городского пруда в модели коронавируса (гранитные шары в этом городе постоянно во что-то превращают — это традиция). Коммунальщики быстро все убрали, и авторы посчитали это хорошим знаком: что пандемия вот-вот закончится. Дело было в апреле.
А что думают о коронавирусе тюменские художники? Отразился ли он на их творчестве или прошел незамеченным? И вообще должен ли художник писать об актуальном или концентрироваться на вечном?
— Хороший художник, как и поэт, говорит и о том, и о другом, — считает Олег Федоров, член Союза художников России. — О сиюминутном и о вечном, о современном и вневременном. «Ты вечности заложник у времени в плену» (Б. Пастернак). «Я сам расскажу о времени и о себе» (В. Маяковский). Нельзя полностью абстрагироваться от реальности, но и погружаться в нее с головой тоже не надо. Период ограничений для меня был достаточно продуктивным. Я вынужден был искать новые для себя формы общения со своей аудиторией, таким образом лекции из цикла «Разговор с зеркалами или рассказы о художниках.» перешли в сетевую плоскость.
— В арт-среде очень много мыслей о ситуации в мире, художники очень чутко и быстро реагируют на все, — считает Александра Мельникова, молодой современный художник. — У меня выставка стоит на карантине, и я все время думаю, как она должна измениться после открытия, но работ, напрямую связанных с ковидом, не делаю, разве что вот участвую в Инстаграм в акции «Цветы врачам». Не потому, что тема меня не волнует, просто некогда на самом деле. Мы же делаем сейчас большую выставку с ребятами в Санкт-Петербурге. А еще потому, что хочется смотреть шире на мир. Особенно сейчас.