Этот фильм «тащит» на себе Ступка
«Тарас Бульба», Россия, 2009 год. Режиссер Владимир Бортко. В ролях: Богдан Ступка, Владимир Вдовиченков, Игорь Петренко, Михаил Боярский и другие.
Реклама, конечно, двигатель торговли. Пожалуй, чем лучше разрекламируешь, тем удачнее продашь. Но если это касается человеческих чувств и ожиданий, наверное, реклама должна оправдывать свой масштаб хорошим качественным продуктом.
Посмотрела фильм «Тарас Бульба» , приуроченный к 200-летию со дня рождения Николая Гоголя. Картину начали рекламировать почти за год до премьеры. Спрашивается: зачем старались? Продукт из «бульбы» получился больше сырой, чем горяченький. Но подбор актеров хороший. Богдан Ступка в роли Тараса Бульбы превзошел самого себя. Ощущение, что он давно ждал подобной роли, и когда она пришла — отыграл по полной. Ступка — горячий, дерзкий, ослепленный жаждой войны. Есть ли в этой войне смысл — неважно. Главное, пойти с ружьем на врага, а дальше будь что будет. Кажется, глупо? Для героев фильма, для героев Гоголя это чуть ли не смысл жизни.
Казаки, нарисованные режиссером Бортко, — очень колоритные. Загорелые, упитанные хлопцы. Сыновья Бульбы — Андрий и Остап — немного отличаются от них, они аккуратнее, даже смазливее… На роль Остапа Бортко пригласил Владимира Вдовиченкова, известного нам по фильмам «Бумер» и «Бригада» . Играя Ос-тапа, Вдовиченков заметно вырос в профессиональном плане. В фильме он — человек-слово, настоящий патриот. За Родину и за отца готов идти на край света.
Есть в фильме момент, когда поляки приводят Остапа на казнь. Ломают кости. За этим бесовством наблюдает Тарас Бульба, спрятавшись в толпе поляков. Остап, сжимая зубы, терпит боль, как когда-то его учил отец. Поляки диву даются: «Откуда столько силы у вражьего сына?» Сын чувствует, что отец где-то рядом. Из его уст вырывается львиный вопль: «Батька, ты слышишь меня?» Бульба не выдерживает, еле сдерживая отцовские слезы, кричит: «Слышу»… Поляки в растерянности начинают метаться среди толпы, искать врага. Не находят.
Он бежал, бежал для того, чтобы вернуться сюда с грозным казачьим войском и отомстить за любимого сына, за свою землю. Пожалуй, лишь эта сцена достойна похвалы. Остальное — тягомотина и пустые разговоры. Сцена «Я тебя породил, я тебя. », которая, казалась бы, должна быть самой пронзительной и сильной, сводится к тусклой беседе Тараса и сына Андрия. Конец сцены — всем известен.
Роль Андрия исполнил актер Игорь Петренко. Нет в глазах антигероя искры, нет силы воли. Поддавшись сиюминутному чувству любви к польской пани, он забывает про отца, брата, Родину. Забывает о том, что ляхи варварски убили его мать. Ему все одно -лишь бы девушка была рядом. Правда, складывается впечатление, что нет в этом чувстве правды . Больше страсть, чем любовь -больше необъяснимое, чем здравый смысл. Смерть Андрия — пустой выстрел, сделанный Тарасом Бульбой. Потому что если б героя Петренко в фильме вовсе не было, ничего бы от этого не изменилось. Н о Андрия придумал Гоголь, а значит, «внедрить» в фильм Петренко все-таки пришлось.
Если сравнивать «Тараса Бульбу» с другими громкими фильмами российского кинематографа последнего времени — он заметно проигрывает. И, пожалуй, если б роль Тараса исполнил не культовый актер Богдан Ступка — фильм можно было бы вовсе не смотреть. Кажется, актер сам поверил в своего героя, поэтому и проникся его болью, любовью и ненавистью.
Ступка был блистателен. все остальное заметно поблекло.