Покупаем меньше, а платим больше
Цены на автомобили как импортного, так и отечественного производства продолжают расти, несмотря на кризис.
«Раньше компании зарабатывали на объемах продаж, а сейчас будут восполнять потери за счет стоимости автомобилей», — объяснил Алексей, менеджер официального дилера компании «Форд» в Тюмени.
Намек прозрачен — покупать машину нужно сейчас, потому что завтра она, вопреки логике, станет дороже. Остается найти деньги. Многие наши сограждане и в добрые-то времена жили в кредит. Насколько реально его получить сейчас?
Как выяснилось, в принципе, реально. Если у вас есть деньги на первоначальный взнос — 30% от занимаемой суммы. В рамках программы льготного автокредитования, которая начала работать с середины апреля, банки дают деньги под умеренный процент — от 6,67 в Сбербанке до 11,67 в ВТБ-24. Еще один участник программы — Россельхозбанк — тоже выдает льготный кредит, под 9,67%, но пока только на автомобили «уаз хантер» в «Атлант-Авто». Другие автодилеры, как объяснили в отделе кредитования банка, еще не прошли аккредитацию.
Между тем, им стоило бы поторопиться. Как и всем, кто хочет воспользоваться правительственной программой. Срок ее действия закончится в декабре 2011 года. И этот нюанс можно считать ложкой дегтя, хотя и саму программу сравнить с бочкой меда можно с большой натяжкой. До декабря 2011 осталось чуть больше двух с половиной лет. Ровно столько времени у заемщика, чтобы расплатиться с кредитом.
По нельготным программам автокредиты выдаются на срок от трех до пяти лет. Но ставки по ним просто заоблачные: в Сбербанке — 15% на три года и 16% — на пять лет, в ВТБ-24 — от 19 до 22%. А в Россельхозбанке кредиты вне правительственной программы просто не выдают.
Но в каждом банке есть и свои нюансы, так называемые скрытые проценты. Сбербанк берет 4% от суммы кредита за обслуживание счета. В ВТБ-24 — это фиксированные 6 тысяч рублей, в Россельхозбанке — 1% за открытие и ведение счета, плюс комиссия 118 рублей.
Кроме того, и условия предоставления льготного кредита отличаются, например, в ВТБ-24 требуется предоставить минимальный пакет документов, зато процент выше. В Сбербанке документов потребуют больше, но, кроме самого низкого процента, готовы кредитовать и имеющих только временную регистрацию в Тюмени.
Напомню, что льгота (две трети от ставки рефинансирования, которая сегодня составляет 12,5%, компенсирует государство) распространяется только на машины отечественной сборки стоимостью не более 350 тысяч рублей. В этот список входят все модели «лада», а также «рено логан», «шкода фабиа», «киа спектра», «фиат альбеа», «шевроле нива» и «уаз хантер».
Далеко не все льготные модели имеются в наличии в тюменских автосалонах. Трехдверный «форд», например, придется подождать несколько месяцев — до июля-августа. Как объясняют в салоне, автомобили сейчас выпускаются «под заказ», точнее, под спрос.
Нет проблем с наличием автомобилей в автосалоне «лада». Их стоимость и комплектация выигрывают на фоне того же «форда». Самые дорогие («приора хэтчбек» и «приора седан») со всевозможными «наворотами», включая подушки безопасности, кондиционер, датчики дождя, света и т.д., стоят до 350 тысяч рублей. А можно купить и «классику» за 170 тысяч.
На поддержку отечественных производителей и направлена правительственная программа. Как сказал менеджер автосалона Олег, она дала первые результаты — количество звонков от потенциальных покупателей увеличилось. Не все они придут за машинами — получить кредит в банках, не только льготный, стало значительно сложнее.
Тем не менее, в «ладе» и «форде» даже в понедельник утром были клиенты. Конечно, не так много, как до кризиса, но все же. А вот в автосалоне «UZ-Daewoo» оказалось пусто. Одни из самых востребованных в прошлом году моделей — «матиз» и «нексия» — нынче грустят в ожидании своего покупателя. Цены на них тоже поднялись, хоть и незначительно. Обе модели с полной комплектацией укладываются в оговоренную правительственной программой сумму — до 350 тысяч рублей. А по качеству и комфортности эти автомобили объективно превосходят конкурентов, попавших в программу. Но… не повезло. Правда, кому больше — производителю или потребителю — пока вопрос.
***
фото: