О мачтах, парусах и написании книг
Жаль, что кинокартина, рассказывающая о писателе Владиславе Крапивине, длится всего 26 минут.
Документальный фильм «Мастер снов». Режиссер Павел Стрельников. Центр-студия национального фильма «XXI век», Москва, 2008 год.
Чтобы «нарисовать портрет классика литературы для юношества и старшего возраста», по-моему, выбрано слишком мало временного пространства. Но это практически единственный недостаток фильма. Даже если другие и есть, то мне – поклоннику творчества Крапивина – увидеть их сложно: настолько фильм радует своей атмосферой, схожей с настроением любимых, зачитанных до дыр книг.
Все здесь крапивинское и тюменское: лог, где происходили основные события книги «Тополиная рубашка», паруса, карты и компасы, мальчишки-трубачи, названия улиц… Короткие интервью с самим писателем (на экране он привычно прогуливается по улицам «старой Тюмени», останавливаясь на обочинах дорог, чтобы пропустить тяжелые пылящие грузовики). Воспоминания его друзей, которые в голос удивляются тому, что при своей всегдашней занятости Владислав Петрович успевал писать книги…
Действительно, из картины становится понятно: подростковый отряд «Каравелла», который Крапивин организовал в 1961 году в Свердловске и которым бессменно руководил 35 лет, занимал большую часть его времени. Поэтому писал урывками, едва ли не на бегу. По его рассказам, все началось с двух мальчишек, его соседей, с которыми молодой писатель познакомился в конце 50-х годов на окраине Свердловска. Крапивин не вынашивал идеи организации клуба, он просто помогал мальчишкам жить весело, придумывая пиратские игры, обмениваясь книжками. Тем более что ребята все равно ходили за писателем по пятам.
Позже, когда «Каравелла» разрослась и насчитывала не один десяток школьников, Владислав Петрович придумывал все новые увлекательные занятия, которые к тому времени стали уже не играми, а серьезным увлечением литературой и морским делом для ребят. Он учил их управлять парусами, снимать кино на маленькую любительскую кинокамеру «Экран», рисовать карты и придумывать приключенческие истории. Черно-белые кадры тех лет полны ветра, солнца, улыбок.
«Педагог или писатель?» – спрашивают сами себя друзья Крапивина. И отвечают: два призвания неразделимы, без одного нет другого. Сам Владислав Петрович дает на этот вопрос куда более однозначный ответ:
– Понял: я – писатель по профессии. Писатель, и больше никто.
… Впервые я увидела этот фильм на творческой встрече с Владиславом Петровичем, которая прошлой осенью состоялась в академии искусств и культуры. Сам писатель с не меньшей заинтересованностью следил за тем, что происходило на экране. И, безусловно, видел в нем больше, чем мы, зрители, потому что почти каждый кадр фильма вызывал у него воспоминания.
– Так странно видеть себя на экране – молодым. Те места, где я жил, людей, с которыми общался. Мне все происходившее видится и помнится несколько другим…
«Другим» – это менее «киношным». Потому что отряд «Каравелла» – это все же ежедневный труд, который на экране уместили в несколько по-настоящему красивых кадров.
Фильм «Мастер снов» получил признание. На XV Российском кинофестивале «Литература и кино-2009» в городе Гатчина режиссер Павел Стрельников удостоен специального приза. «За авторский выбор, который сохранил уникальный образ романтики, забытый в нашем прагматичном мире» – так жюри аргументировало свой выбор.
Это приз ценен еще и потому, что сам фестиваль по-своему удивителен – его программу составляют исключительно фильмы, созданные на основе литературного источника. Аналогов подобному параду экранизаций нет нигде в мире.
… Двадцати шести минут о Крапивине лично мне не хватило. Пришлось пересмотреть фильм, чтобы обмануть себя и представить, что кино в два раза длиннее, насыщеннее событиями, объемнее – как настоящий разговор с писателем Крапивиным.