X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Миллионы, которые ищут

В прошлом году на «Тюменьэнергобанк» были сделаны большие ставки. Но все рухнуло. Остановились не только финансовые «проводки», но и капитальный ремонт 35-ти многоквартирных домов.

А все начиналось, казалось бы, благополучно. «Тюменьэнергобанк» имел репутацию достаточно устойчивого и надежного. Большую часть своих средств он вкладывал в жилищное строительство. «Долевки» в городе росли, как грибы, и банковская казна пополнялась. Думалось, что так будет всегда. Однако мудрые люди предупреждали, что не надо складывать все яйца в одну корзину, какой бы прочной она ни казалась…

Тем не менее, летом 2007 года двадцать управляющих компаний и товариществ собственников жилья, включенных в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту домов, избравших способ управления, разом открыли свои банковские счета в «Тюменьэнергобанке». Почему, с чьей подачи или указания? Теперь уже никто не может внятно сказать, почему так произошло. Уклончиво говорят, что «с точки зрения логистики, было удобно, чтобы деньги находились в одном банке». Так или иначе, но городской департамент жилищно-коммунального хозяйства на эти счета направил все полагающиеся по программе средства — 403 миллиона 789 тысяч рублей.

По словам директора департамента Геннадия Зверева, первые подозрения, что «что-то идет не так», начали возникать у него в начале осени 2008 года. Он направил запрос в «Тюменьэнергобанк» — мол, подтвердите выполнение принятых на себя обязательств! И 10 октября получил ответ об «отсутствии опасений». На всякий случай департамент направил запрос и в Центробанк, правда, ответа почему-то не получил.

24 октября начались первые задержки по платежам, а в ноябре платежи и вовсе прекратились. «Зависло» более 340 млн. рублей. Потом у банка отозвали лицензию. И в конце 2008 года образовавшийся долг взял на себя «Тюменьгазстрой».

В декабре неожиданный «спаситель» успел перечислить 8,9 млн. рублей двум управляющим компаниям — «УК по СЖФ» (8,4 млн.) и НП «Благо» (472 тыс.). Но нагрянул финансовый кризис, и дело вовсе застопорилось. Долг в 334 миллиона рублей снова повис, теперь уже на «Тюменьгазстрое».

Образовавшуюся задолженность застройщик предполагает выплачивать за счет реализации квартир. Конечно, активов «Тюменьгазстроя» с лихвой бы хватило на то, чтобы закрыть не один такой долг. Беда в том, что они находятся, в основном, не в денежной, а в имущественной форме. В информации, представленной «Тюменьгазстроем» в городскую Думу, говорится о «свободных от обязательств 116 квартирах общей площадью 7330 кв. м на сумму 295 480 тысяч рублей». Но квартиры — это еще не деньги, которые так нужны на капитальный ремонт жилья. Правда, в ближайшее время ожидается поступление средств по аукционам на приобретение квартир, но сумма эта составляет всего около 39 млн. рублей. Чтобы спасти положение, городской департамент имущественных отношений провел с участием «Тюменьгазстроя» три аукциона на размещение муниципального заказа, в том числе на строительство социального жилья.

Рассчитываться с управляющими компаниями недвижимостью? Вряд ли их это обрадует? Управляющие компании понесут значительные потери с учетом снижения цены и налогового обложения.

«В такую ситуацию город попал впервые», — охарактеризовал происходящее Юрий Коновалов, председатель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам. По его словам, приняты все возможные меры, подключены правоохранительные органы, которые пытаются разобраться, почему так получилось.

Самое неприятное в том, что речь идет не только об огрехах прошлого и о незаконченных ремонтах во многих домах. Старые долги не позволят городу снова участвовать в федеральной программе фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

— Пока мы не отчитаемся за каждый полученный ранее рубль, — сказал заместитель председателя городской Думы Николай Романов, — нам не дадут ни копейки.

… Если окинуть Тюмень с птичьего полета, мы увидим десятки мертвых башенных кранов над застывшими стройками. Не там ли остались эти миллионы?440 тюменцев проживают сейчас не в своих домах, а в маневренном фонде.

Среди них 129 — это те, кто потерял жилье в результате пожаров. «Погорельцы» занимают 58 казенных помещений, в том числе 29 семей временно квартируют в гостинице «Колос». Об этом сообщила на заседании постоянной комиссии по экономической политике председатель городского комитета по жилью Вера Белова.

Если какое-то из этих помещений и освобождается, то ненадолго. Потребность намного выше существующих возможностей. Городу необходимо еще, как минимум, около 3 тысяч квадратных метров жилья для расселения людей в случае непредвиденных ситуаций.

Для увеличения маневренного фонда в феврале этого года проведены инвентаризация и обследование имеющихся нежилых помещений, которые после капитального ремонта можно было бы перевести в статус жилых. Их площадь составила более 1900 квадратных метров. На объекты, находящиеся по улицам Жуковского, 28, Станционной, 36-а, Одесской, 18, Осипенко, 61 и Олега Антонова, 4, разработана проектно-сметная документация. Капитальный ремонт будет выполнять предприятие «Сибстройсервис-3».

Запланировано в Тюмени и строительство нового 90-квартирного дома для маневренного фонда, проведен конкурс на выполнение проектно-изыскательских работ по этому объекту. Но вопрос о финансировании строительства будет решаться, исходя из возможностей областного бюджета. Возможно, уже в этом году.Жители разных районов города, видимо, по-разному понимают слова «красота» и «порядок».

К такому выводу пришли в управе Ленинского округа. Здесь заметили, что на одних окраинах процветает вандализм, а на других — люди стали бережнее относиться к «народному добру». Например, к тому, что замысловато называется малыми архитектурными формами.

На Мысу, в Тарманах и Матмасах сами же жители чаще всего и ломают скамейки, качели и урны, а на когда-то грозной Лесобазе стало тихо, и вандализм пошел на убыль.

— Изменился менталитет жителей, — говорит руководитель управы Ленинского округа Олег Кияшко. — Немалую роль в этом, наверное, сыграл ТОС микрорайона «Тура».

В этом году на содержание малых архитектурных форм в округе из городского бюджета будет выделено 2 миллиона 150 тысяч рублей. В том числе предусмотрены деньги и на закупку новых урн, по… восемь тысяч рублей за штуку. «Зачем покупать такие дорогие?» — удивилась депутат Альбина Селезнева. Олег Кияшко ее успокоил: цена — ориентировочная, чтобы была возможность купить много и подешевле. Или потяжелее — для тех поселков, где урны часто воруют. Может быть, чугунный монолит не станут уносить к себе на дачу? Иначе никаких денег на благоустройство не хватит.

Кстати, только в прошлом году расходы на благоустройство дворовых территорий в этом округе составили 43 миллиона рублей.

***
фото: и возле банка, и в банке – пусто

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта