Сам себе художник, сам себе экскурсовод
Тюменской галерее современного искусства не хватает квалифицированного и увлеченного экскурсовода.
Хорошо, если экскурсию для вас проведет куратор выставки, но чаще всего зритель здесь предоставлен сам себе. Чтобы донести до него хоть какую-то информацию, работники галереи вешают рядом с картинами небольшие биографические справки: как зовут автора, перечень его наиболее известных работ…
Учитывая это, можно сказать, что нам повезло вдвойне. О полотнах юбилейной выставки Виктора Маркелова, которая на днях открылась в одном из залов галереи, нам рассказал сам Виктор Маркелов.
Виктор Григорьевич родом из Семипалатинска. Рисовать начал еще в детстве. C удовольствием участвовал в городских и республиканских детских выставках.
Любовь к живописи привела Маркелова на художественно-графический факультет Семипалатинского педагогического института. Окончив вуз, он остался там преподавать.
В 90-е годы из-за невозможности плодотворно трудиться Виктор Григорьевич прощается с казахскими степями и переезжает с семьей в Россию.
О жизни в Казахстане напоминает серия полотен с изображением людей и лошадей. Эти картины динамичны, художнику замечательно удается передать скорость, с которой лошади бегут на скачках, выражения лиц всадников.
— Скачки — большое дело, — говорит Виктор Григорьевич. — Это только кажется, что люди сели да поскакали, а на самом деле, нужно эту лошадь вырастить, любить ее…
Творчество художника разнообразно: он пишет и пейзажи, и натюрморты, и портреты, даже занимается скульптурой. Множество женских портретов, среди которых как авторские работы, так и копии всемирно известных полотен — «Моны Лизы» Леонардо да Винчи и «Данаи» Рембрандта.
Спрашиваю: «Разве интересно делать копии?» Виктор Григорьевич убежден, что это интересно. И принимается рассказывать о сложной технике их изготовления и, конечно, о том, что это своеобразная проверка: сможешь ты скопировать признанный шедевр? Кроме того, Маркелов считает, что не многие люди могут позволить себе съездить в Лувр и полюбоваться подлинником-портретом Моны Лизы, так может, хотя бы на качественную копию полюбуются?
Еще одна работа, не остановиться у которой невозможно, — большое полотно «Маркеловы», на котором художник в 1978 году изобразил свою семью. Мать, отец-фронтовик, брат, племянники, жена — в домашней обстановке, расслаблены, словно их усадили на диван для групповой фотографии. Они почти не обращают внимания на художника, который застыл перед мольбертом в торжественной позе, спиной к зрителю.
— Сейчас никого из тех, кто изображен на картине, нет со мной, — вздыхает Виктор Григорьевич. — Но тридцать лет назад мы были вместе. Мне тогда показалось, что нарисовать себя со спины — это очень оригинально. Я таких автопортретов не видел!
Юбилейная экспозиция будет работать в галерее еще две недели. Кстати, работы Маркелова есть в частных коллекциях в США, Германии, Китае, Польше, Белоруссии и России, а самому художнику в 1999 году присвоено звание академика Международной академии творчества.
***
фото: Виктор Маркелов;юный посетитель выставки