До новых встреч, «Золотой конек»!
Спектакли, показанные на фестивале «Золотой конек-2009», по мнению жюри, уникальны. Хотя бы тем, что отличаются от коммерческих постановок, которыми сегодня заполнены столичные сцены.
— Наконец-то мы увидели театры, которые не прекратили творческого поиска, в спектаклях которых есть содержание, — сказала московский критик Евгения Розанова. — Не развлекательные постановки.
На последней пресс-конференции, завершающей «Золотой конек», члены жюри проявляли чудеса умалчивания: они и отвечали на вопросы о качестве фестивальных постановок, и старались не назвать победителей. Однако уже тогда стало понятно, работам каких театров известные критики и режиссеры отдали предпочтение. Так, приятное впечатление у жюри оставили «Пять пудов любви» театра из Новосибирска, «Небесные танцы» и «Медея» театра-студии «Эски Масжид» из Узбекистана и «До последнего мужчины» Омского театра драмы. А больше всего огорчили «Не боюсь Вирджинии Вулф» Томского театра драмы и, увы, тюменское «Собачье сердце».
Несмотря на видимые «неровности» фестиваля (одни спектакли по уровню качества гораздо выше других), члены жюри считают, что он удался.
— Я впервые побывал на «Золотом коньке», — говорит режиссер из Нью-Йорка Слава Степнов. — И для меня на карте вашей страны появилась новая театральная точка — Тюмень. Раньше я выделял в этом смысле только столицы, Омск и Екатеринбург.
— Положение сейчас такое, что мне проще съездить в Лондон, чтобы посмотреть какой-то спектакль, чем в Тюмень, — подхватил разговор эстонский критик Борис Тух. — Хотя бы потому, что Англия не требует от нас визы, а Россия — требует. И поэтому мне всегда казалось, что театральная энергия концентрируется в европейских столицах. Я ошибался. В «Золотом коньке» участвовали театры, о которых я не слышал ранее, но за работой которых буду обязательно наблюдать в дальнейшем, потому что это интересная работа.
Председатель жюри Ирина Мягкова сделала акцент на взаимодействии артистов и публики, которое, по ее мнению, было полноценным:
— Я помню предыдущие фестивали «Золотой конек» и должна сказать, что публика стала более адекватной и подготовленной. Я была уверена, что со спектакля по пьесе Сары Кейн «Психоз 4.48» народ будет уходить толпами, и в зале никого не останется. Не потому что спектакль плохой, а потому что это тяжелая вещь, ее сложно смотреть в любом исполнении — и в хорошем, и в плохом. Но публика очень хорошо смотрела! Понравилось ей или нет — другой вопрос, но интерес был очевиден.
Несмотря на то, что судьями были в основном профессиональные критики, конкурсная программа все же составлена не для жюри или журналистов, а для публики.
— Фестиваль создал здоровый контекст тюменским спектаклям, — считает Ирина Мягкова. — Зрители, которые посмотрели постановки, привезенные из разных городов, могут теперь более пристрастно и объективно оценить работу местного театра, сравнить его с другими.
Хотя тюменские театры (драма и «Ангажемент») участвовали в фестивале вне конкурса, члены жюри не удержались ни от похвал, ни от критики в адрес местных постановок, которые им удалось посмотреть. Евгения Розанова, например, отметила высокую качественную подготовку труппы драмтеатра.
— Актеры понимают задачи, которые ставит перед ними режиссер, они убедительно работают на эти задачи. Я увидела коллективный разум труппы — это хорошо. Однако если говорить о постановке «Собачье сердце», то сам режиссер не справился с материалом. Из актеров, на мой взгляд, можно выжать больше, они готовы к более серьезным испытаниям.
Борис Тух назвал спектакль «Собачье сердце» «блокбастером, созданным на продажу», зато очень тепло отозвался о постановке «Рядом с горизонтом»:
— Потрясающие образы, проникнутый болью спектакль о России.
А Ирина Мягкова напомнила, что одной из лучших работ фестиваля оказалась «Птица Феникс» театра «Ангажемент» по пьесе Николая Коляды. Отметила и то, как за последние годы в лучшую сторону изменился внешний облик молодежного театра, состав труппы обогатился новыми кадрами.
Также Ирина Григорьевна рассказала, что в новом здании драматического театра проводить «Золотой конек» впервые было сложно.
— Мы все привыкли к прежнему зданию. Оно было как старые домашние тапочки — удобное, всегда все под рукой. Теперь театр роскошен, но пока не обжит в должной степени ни его работниками, ни уж, тем более, гостями. Например, в залах — необычная акустика, к которой пришлось на ходу приспосабливаться. Так что мы желаем работникам этого прекрасного здания поскорее освоить огромное великолепное пространство.
На робкий вопрос журналистов: «Можно ли сделать фестиваль ежегодным?» Владимир Коревицкий ответил отрицательно. Однако рассчитывать на то, что он будет проходить один раз в два-три года, вполне можно. Так что будем ждать.
***
фото: наш новый театр стал в дни фестиваля местом своеобразного паломничества;Ирина Мягкова на пресс-конференции