Как «уходят» деревья
Премьера рубрики: «Зеленый проект»
«Тюменский курьер» начинает новый газетный проект. Он посвящен нашим самым важным, хотя и безмолвным друзьям — городским деревьям. Они дают нам возможность дышать, они радуют нас своим зеленым нарядом. Они без борьбы уступают место под солнцем нашим поспешным и непродуманным стройкам и парковкам. В течение 2009 года «Курьер» станет рассказывать не только о том, каково деревьям жить среди нас. Но и о тех, кто защищает городские леса и парки. О тех, кто сажает новые клены, тополя, сосны, ели и березы.
Обезглавленные тополя на проездах Геологоразведчиков и Ткацком. Вязы на улице Холодильной. Изуродованные березы на Харьковской…
«Глубокая» обрезка, при которой у дерева спиливают стволы и ветки там, где они наиболее необходимы для защиты от пыли и вредных выбросов, стала главным мероприятием «по уходу» за зелеными насаждениями.
По мнению коллегии экологов Общественного совета города Тюмени, эта обрезка незаконна. Она не предусмотрена утвержденными 15 декабря 1999 года Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской федерации.
Члены коллегии единогласно заявляют, что они против «глубокой» обрезки.
«За последние восемь лет более двухсот тысяч деревьев подвергнуто «обрезке на столб», что обрекло их на гибель в ближайшие 8-10 лет. У обезглавленных деревьев вырастают побеги, но это не гарантирует им долгую жизнь. В дереве жизнеспособна только периферийная часть ствола толщиной не более одного-полутора сантиметров. Центральная часть мертва. После спиливания ствола через образовавшийся надрез центральная мертвая древесина заражается дереворазрушающими грибами и подвергается гниению»… Так пишут экологи в своем заявлении в областную прокуратуру.
Пример. В 2003 году обрезали 20 тополей и кленов на улице Немцова. Два дерева уже засохли, у шестнадцати — признаки усыхания и больной коры.
— Пройдет лето, и осенью можно будет посмотреть на те деревья, которые обрезали нынешней весной. У них также будут признаки повреждения коры. Лет десять они будут нарастать, а потом деревья погибнут, — говорит координатор коллегии экологов Альберт Фахрутдинов.
Поначалу «глубокой» обрезке подвергались только тополя. Теперь эту хирургическую операцию проводят над кленами, вязами и даже березами!
Чтобы вырастить новое зеленое убранство даже из быстрорастущих пород — тополей, берез, древовидных ив, американских кленов, — требуется 10-15 лет. На формирование яблоневых, липовых аллей, декоративных групп из хвойных деревьев уходит 15-20 лет.
В 2008 году сотрудники Тюменского госуниверситета А. Соловьева и М. Казанцева опубликовали научную работу «Влияние радикальной обрезки крон на экологические функции тополя бальзамического в насаждениях Тюмени». Летом 2006 и 2007 гг. они проводили обследование на двух тополиных аллеях в центре города. На одной произведена обрезка, на другой — нет. Выяснилось, что обрезанные деревья первой аллеи в течение лета «уловили» на четыре с половиной тонны пыли меньше. Эта пыль осела на земле, на домах и в легких жителей. Кроме того, ученые выяснили, что каждое дерево с «обрезанного» участка «недопоставляет» в течение года 55 килограммов кислорода и «недоулавливает» 71 килограмм углекислого газа.
Один из доводов в пользу «глубокой» обрезки тополей — аллергия на пух. Экологи же утверждают, что тополиный пух, как и пух хлопчатника, из которого сделана наша одежда, не аллергичен. Причина в том, что во время семяношения тополей цветут растения, пыльца которых может вызвать аллергию.
Члены коллегии экологов считают: вместо того, чтобы обрезать деревья на столб, и тем самым губить, целесообразнее сосредоточиться на соблюдении правил посадки и агротехнического ухода за деревьями и кустарниками, который сейчас почти не осуществляется…
Зеленые насаждения не только восстанавливают кислород, снижают шум, поглощают пыль, увлажняют воздух, но и обладают эстетическим и психологическим воздействием. Вид приниженных, изуродованных деревьев формирует в сознании людей стереотип пренебрежительного отношения к природе.