Вечный Чехов м незнакомый Макдонах
Дневник фестиваля «Золотой конек»
Для фестиваля, ориентированного на современную драматургию, нет пьесы более уместной, чем «Чайка».
Известно, театры предпочитают современным драматургам классиков, в том числе Чехова. Чуть ли не каждый режиссер мечтает поставить «Чайку», чуть ли не каждый актер мечтает о роли Треплева. Они искренне не понимают, зачем ставить нового автора, если есть Чехов.
Помните, как в «Чайке» встретили «новую драму» Кости Треп-лева и Нины Заречной представители и поклонники «старого» искусства? Ничего не поняли, высмеяли, унизили. И то сказать, странная у Кости пьеса, и постановка странная.
После спектакля новосибирского театра «Старый дом», поставленного по «Чайке», мы говорили с коллегой, и она призналась, что не понимает, почему так часто ставят «Чайку», почему вокруг нее столько споров и разговоров. По мнению коллеги, это кастовое развлечение: ценители смотрят разные постановки известнейшей пьесы, анализируют сходства и различия.
Верно, это специфическое развлечение. Актеры, режиссеры и драматурги очень любят пьесы про себя. «Чайка» — одна из таких пьес. Только она с подвохом: автор никого не пожалел.
Спектакль по «Чайке», поставленный Пинасом Зайкаускасом, называется «Пять пудов любви». (Так автор писал о своей пьесе: «… три женских роли, шесть мужских, … пять пудов любви»).
Все понятно. Кто следит за поднадзорным Треплевым (Шамраев). Знает ли Шамраев о любовной связи жены и Дорна (да). Подозревает ли Дорн, что Маша — его дочь (да). Как Аркадиной удается удерживать Тригорина (секс и умелая лесть, скандал и секс, возбуждение чувства вины и физическое возбуждение). Что привлекло Тригорина к Нине (новый сюжет). Что привлекло Нину к Тригорину (успешный писатель, и такой скромный, такой симпатичный). Почему Треплев опротивел Нине (слишком нервный, приставучий, неудачник). Почему Медведенко отвратителен Маше (ну, этот всем отвратителен), а Треплева она любит (чует одинаковую породу). Почему никто не сладит с Шамраевым (его боятся). Что происходит с Сориным (живого загоняют в гроб, списали со счетов).
Прочитывается параллель с «Гамлетом». Аркадина цитирует Гертруду (ты повернул глаза зрачками внутрь), Заречная-Офелия в белом платье красиво лежит среди цветов, в финале Треплев одет, как принц датский.
Много фирменных приемов Зайкаускаса, даже слишком много. Игра с топором, ходьба по стульям; мужчина согревает женщине босые ноги и обувает в свои сапоги; актеры сильно рискуют в опасных положениях. Иногда эти приемы мешали, но чаще я воспринимала их как должное.
«Чайку» ставят или так, как ее поставила бы Аркадина, или так, как ее поставил бы Треплев. В спектакле Зайкаускаса я увидела историю с обеих сторон, когда все правы и все глупцы, и очень интересно следить за спором, наблюдать борьбу.
Но есть и третья сторона, ироничный взгляд на героев, насмешнический и в то же время сочувственный. Вот что ценно в новосибирском спектакле: стереоскопичный взгляд. Я сразу поверила этому спектаклю, приняла персонажей такими, какими представили их актеры и режиссер.
«Череп из Коннемары» пермского театра «У моста» очень понравился фестивальной публике. Для многих, в том числе профессионалов, это спектакль-открытие: вот как можно существовать на сцене, вот на каком уровне можно вести разговор со зрителем, не заискивая, не завлекая, без ошеломительных эффектов, без костылей и подпорок, будто бы совсем просто и в то же время на грани абсурда.
У спектакля долгий след. Во время просмотра сценическая иллюзия кажется единственно возможной реальностью, а после хочется вернуться в спектакль, к героям Макдонаха, слушать их малозначительные деревенские разговоры, в которых сосредоточена вся жизнь, вместе с ними смеяться над страхом смерти.
«Череп» — самый сильный конкурсант, главный претендент на победу.
Дополнительная радость: тюменская публика наконец-то познакомилась с Макдонахом, причем в версии одного из лучших театров страны, в режиссуре Сергея Федотова, которого считают лучшим в России интерпретатором пьес ирландского драматурга. Именно Сергей Федотов открыл Макдонаха для российских театров.
Хочется увидеть в Тюмени всю трилогию в исполнении пермяков: «Красавица из Пиннэна», «Череп из Коннемары», «Сиротливый запад». Плюс спектакль из другой трилогии, «Калека с Инишмана», поставленный Федотовым недавно.
На спектакле «Медея» театра-студии «Эски-Масжид» из Узбекистана некоторые зрители снимали наушники, чтобы слышать мелодекламацию на незнакомом языке, без помех перевода, и поймать ритм. Сюжет ясен без перевода. Миф известен. Финал известен. Интересно, как идут к финалу герои, что происходит с Медеей. Она не только ужасная убийца, она жертва, и ее преступления — эпизод в череде преступлений. Она расплачивается за предательство родины и родни, однако Язон тоже расплачивается: за коварство и измену.
Специфическая особенность «Медеи» в том, что актеры представили древний театр (хор, мужчины в роли женщин) средствами другого древнего театра, похожего на танец.
***
фото: сцены из спектаклей «Череп из Коннемары» (вверху) …;… и «Медея»;… и «Медея»